"Соревнования на приз Теплыха проводятся уже 17 раз, – рассказывает Владимир Андреев, судья республиканской категории, которого представили как известного столбиста "Габоню". – Владимир Теплых – это легендарный красноярский столбист, погибший на Перьях (скала в центральном районе заповедника). Он специализировался на сложных маршрутах, поэтому и мы здесь проводим не просто беговуху, а сложное лазание".
Пришедших на соревнование пока немного, и, кажется, участвовать собираются всего 2-3 скалолаза. На столбе уже закреплена веревка, и молодой человек по имени Володя (Владимир Гунько) лезет вверх.
"Он показывает, что этот маршрут действительно проходится, – поясняет Владимир Андреев. – А то ведь установщики могут такое накрутить!"
Народ подбадривает Володю нестройными выкриками "Давай! Давай!" и "Не напрягайся! Ты же не на время!" Судьи тем временем зорко следят за скалолазом. "А финиш где будем делать?" – "Там, где он сейчас? Дальше?" – "И что? Ногами встать на эту щель, а рукой хлопнуть выше той щели, да?" – переговариваются они.
Участники разминаются, а слезший Володя щеточкой прочищает женскую трассу, которая проходит там же (страховка та же самая, что и у мужчин), но немного левее. "Кто считает себя женщиной, – шутит Николай Захаров, главный судья соревнований и "покоритель Эвереста", как его отрекомендовал подошедший "Габоня", – может заходить левее!"
Дается старт и первый скалолаз начинает карабкаться вверх, цепляясь руками и ногами за камни. "Не разогрелся еще, – комментируют судьи, видя, как замирает фигурка наверху и начинает дышать себе на руки. – Володя, что там?"
"Правой надо, – советует Володя, имея в виду ногу. – Левой очень тяжело. Там 1-2 долбленки (надолбленные кармашки) и катушка (ровная покатая поверхность)".
После прохождения первым участником всей трассы, судьи устанавливают контрольное время. На "треугольный лоб", который находится в начале пути нужно взобраться за 2 минуты, а на "глаз", встречающийся уже в конце маршрута, за 5 минут.
Мы стоим, задрав головы, и поражаемся тому, что снизу верхняя часть трассы кажется совершенно ровной и даже выпуклой. Как там можно удержаться? Зато нижний участок пути, нам – дилетантам – видится совсем не сложным: тот самый "треугольный лоб" – всего лишь большой камень, на который, кажется, так легко взобраться. И лишь когда очередной молодой человек, цепляется за "лоб" руками, упирается изо всех сил, напрягается и все же соскальзывает вниз, я осознаю, что "лоб" не так уж прост.
"Срыв, – комментирует попытку судья. – Все, давай вниз".
Участники и зрители продолжают подходить, и середину соревнований смотрит уже маленькая толпа.
"Страховка! – слышится то и дело окрик судей. – Страховка!"
"Что вы паникуете?! – обижается "страховка". – Смотрим мы! Не спим!"
"Раньше было повеселее, – вспоминает Елена, столбист-любитель, занимающаяся скалолазанием уже 27 лет. – Болели поактивнее. И что только не кричали! И "ушами крепись" и даже неприличнее".
Сейчас, впрочем, тоже кричат. Слышно и "Держись!", и "Побежал, побежал!", и "Вверх руки!" – когда скалолаз почти добирается до финиша, встает в расщелину и остается лишь хлопнуть выше заветной черты. "Вверх! Давай!" – взрываются криком стоящие внизу болельщики.
Судьи приглашают принять участие всех желающих, но, как объясняет Елена, те, кто вообще никогда не лазил и не знают, что такое страховка, просто сами не полезут. А если кто и рискнет, то далеко не уйдет. Тем временем следующий участник обращается к скалолазам с громким кличем: "Братья-столбисты! Кто поделится магнезией?"
"Это что-то вроде порошка, – смеясь, поясняет мне уже смирившаяся со своей участью гида Елена. – Чтобы лучше держаться на камнях. Им мажут руки, колени, а кто-то и попу… А что? Это тоже важно!"
А на старте, наконец, появляется первая девушка – Алена. Народ оживляется и начинает активно болеть. "Вправо, вправо!" – радостно подхватывают вместе со всеми даже те, кто только что подошел и не имеет понятия, где проходит маршрут.
Лазят скалолазы без перчаток, потому как "они же скользят!" Руки надежнее. "В начале, конечно, обдираются, а потом ничего, привыкаешь".
"Народ у нас, в основном, из Красноярска, – говорит Николай Захаров. – Есть из Дивногорска, Железногорска, встречаются ребята и из Новосибирска. Призы у нас примерно одинаковые: чайный сервиз, электрические зубные щетки, чайники. Был какой-то год, когда денег не было, так призами были дыни и арбузы. Скальный фестиваль идет весь сентябрь, сейчас закончим приз Теплыха и пойдем проводить соревнования на приз Столбов. Несмотря на частые срывы, сегодня здесь есть способные молодые ребята, которые будут лазить, если захотят".
Победителями соревнований на приз Теплыха у женщин становятся Татьяна Кулинич (единственная женщина, прошедшая всю трассу до конца) и Алена Андреева. У мужчин первое место занимает Егор Матвеенко или "Егорка Муравей", как его ласково называют судьи. Второе и третье места присуждают Максиму Аксентьеву и Илье Ефремову.
Судьи объявляют победителей и тут же переходят к следующей трассе, чтобы проводить приз Столбов. А нам, увы, пора собираться домой. И мы уходим, вспоминая человеческие фигурки на камнях, и радуясь, что хоть одним глазком посмотрели на соревнования по скалолазанию.
Фото Андрея Бархаша и Сергея Смирнова
Дина Голубева