Гость сразу предупредил, что все цифры, характеризующие инфляцию, относятся именно к официальной инфляции, уровень которой составил в этом году не менее 14 %.
Существует мнение, что государство существует для того, чтобы снижать инфляцию. "Государство не обращает внимания на модернизацию, "убивает" социальную сферу, прикрывая это разговорами об инфляции, и это завело нас в тупик в 90-е годы, это заводит нас в тупик и сегодня", – считает Делягин. Причем, рост цен реагирует на информацию, а не на явление. То есть, сначала объявляют, что ожидается повышение цен, на следующий же день ожидания сбываются. И это один из основных признаков инфляции.
По словам Михаила Делягина, государство слишком много внимания уделяет вопросу борьбы с инфляцией. То есть концентрация внимания государства сосредоточена не на борьбе с бедностью и экономическом росте, восстановлении человеческого капитала (а это и есть основные задачи государства), а на инфляции. То есть государство лечит не болезнь, а сбивает всего лишь температуру.
Затем докладчик перешел к вопросам социальным. Прежде всего, инфляция бьет по среднему и бедному классу. И впервые за новое тысячелетие в этом году средний класс стал жить хуже, чем раньше. В России на ноябрь 2007 года уровень нищеты составлял 12 %. Заметим, что нужно различать понятия уровень нищеты и уровень бедности. Уровень нищеты – человек не способен купить себе еду. Уровень бедности – человек не способен купить бытовую технику. Уровень бедности составляет 84 %, из них 30 % населения не имеет возможности обеспечивать себя одеждой. Средний класс составляет сейчас 15 %. Это люди, которые могут покупать себе бытовую технику, не прибегая к кредитованию, а из своих доходов.
Результатом инфляции является торможение экономического процесса и промышленного роста (втрое), замедление роста доходов населения. То есть сейчас актуально употребить фразу: торможение экономики в каждой точке.
Например, сейчас прекратился рост вводимого в строй жилья. Рост жилья составляет 3,2 %, причем более половины – это частные дома, которые строятся за счет владельцев. Строительная индустрия монополизирована. Если грубо выразиться, жилье нужно бедным, но строится для богатых. За границей недвижимость дешевле. Даже инвесторы не могут покупать недвижимость по таким ценам.
Ветхое жилье составляет 3,4 % , но реальная цифра, по мнению экспертов, – 14 %. Ветхое жилье нужно заменять, и на это есть деньги и строительная индустрия, которая развита. "Но государство принимает решение, которое стоит забыть. Как говорится, старый дедушкин способ: капитальный ремонт. Этот термин появился в СССР, а смысл этого ремонта в том, чтобы продлить существование того, что уже не должно существовать. Дом просто латают. И для этого специально создан Фонд содействия жилищно-коммунального ремонта. На деле получается, экономия на спичках. Вот так вот все печально", – резюмировал Михаил Делягин.
"Вы много говорите о том, как все плохо. Но хоть что-нибудь хорошее делает наше правительство?" – прозвучал вопрос из аудитории.
"Единственное, что могу сказать, бездарей в правительстве нет. Уже сделан шаг к освобождению от клептократии. Начинается тихая революция, но еще слишком тихая", – ответил Делягин.
Фото автора
Мария Юхименко,
специально для Новостей Академгородка Academ.info