Система перлюстрации (perlustro – обозреваю) как тайной проверки корреспонденции "нужного лица" была придумана во Франции в XVIII веке. В России проверкой писем и посылок занимались в так называемых "черных кабинетах" (появились во время царствования Екатерины II).
До закрепления права на тайну связи перлюстрация достаточно широко использовалась государственными органами разных стран для сбора политической информации, для слежки за "неблагонадёжными" лицами, для профилактики правонарушений и других целей. Как правило, само существование перлюстрации держалось в секрете от населения.
В СССР автоматически проверялась вся международная корреспонденция, специальное перлюстрационное подразделение находилось в здании Главного центра магистральных перевозок почты в Москве.
Перлюстрация возвращается
Документ, возвращающий правоохранительным органам право на тайную, без ведома контролируемого лица, проверку его корреспонденции, называется "Об утверждении требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий". Опубликован он 10 июля, вступает в силу с 21 июля 2009 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 июля 2009 г., регистрационный №14209.
Правозащитники уверены, что Приказ противоречит Конституции Российской Федерации, однако в Минкомсвязи этот факт отрицают.
Конституция регламентирует, что "каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. "Нарушение тайны переписки – это уголовно наказуемое преступление. Впрочем, приказ еще может быть обжалован любым гражданином России в региональном суде", – цитирует слова известного адвоката Игоря Трунова РБК daily.
Директор Института прав человека Валентин Гефтер называет новый приказ Минсвязи "нонсенсом". "Он противоречит не только Конституции, но и закону об оперативно-розыскной деятельности. Согласно этому закону такие действия, как нарушение тайны переписки, допускаются только на основании судебного решения", – говорит эксперт.
Тем не менее, приказ вступил в законную силу.
"Приказ прошел регистрацию в Минюсте, а значит, не заключает в себе никаких противоречий и полностью соответствует требованиям современного законодательства", – говорит пресс-секретарь Министерства связи и массовых коммуникаций Елена Лашкина.
Вспоминаем правила конспирации
Вообще-то, считается, что документ не коснется "честных, добропорядочных граждан", а будет лишь помогать правоохранительным органам ловить преступников. По прежнему положению вещей следствию было необходимо получить санкцию суда для проверки личной корреспонденции или прослушивания переговоров предполагаемого преступника. Но для получения такого разрешения требовались основания, доказательства, а их зачастую можно было достать, только получив доступ к личным переговорам или переписке подозреваемого. Замкнутый круг, не раз описанный в сериалах про борьбу с преступностью.
Тем не менее, что-то подсказывает мне, что введенные правила тайного досмотра посылок и почты могут аукнуться не только преступникам.
Справедливы ли эти опасения? Не стоит судить только из текста нормативных документов, нам представится возможность узнать применение их на практике – со временем.
Согласно принятому документу, компании, предоставляющие услуги связи, будут обязаны содействовать в получении доступа к корреспонденции лиц, которые заинтересуют правоохранительные органы. Предполагается, что оперативники будут задерживать письма и посылки, аккуратно вскрывать, фотографировать и описывать содержимое, а после запечатывать и отправлять адресату (в исключительных случах возможно изъятие корреспонденции).
Доступ к почте получают различные ведомства – МВД, Госнаркоконтроля, ФСБ, государственной охраны (ФСО) и внешней разведки, а также таможенники и даже работники Федеральной службы исполнения наказаний. Спецслужбы стали вправе получать доступ к самим почтовым отправлениям, к информации об оказанных услугах почтовой связи и информации об отправителях и адресатах.
Под "колпаком"
Конечно, представление о тотальном контроле всей электронной корреспонденции всех жителей России граничит с сумасшествием, поскольку "контролеров" понадобится едва ли не столько же, сколько контролируемых. Однако Минкомсвязи регламентировал получение доступа к почтовым отправлениям в процессе их обработки в сетях оператора. Т.е. "органам" будут передавать все сообщения попавшего под "колпак" лица.
Для осуществления тайного досмотра каждый оператор связи обязан организовать на своей территории помещения, из которых будут проводиться оперативно-розыскные мероприятия. Помещения должны быть устроены и доступны по требованию уполномоченных на то органов. Делаться это будет за счет "связистов", т.е., как читатель правильно заметил, в конечном итоге за счет клиента.
При этом гарантируется полная "тайна" досмотра корреспонденции, пишет "Вечерний Петербург", что кажется трудноосуществимым: например, если одновременно на одной точке связи два разных ведомства будут "разрабатывать" каких-то преступников, сомнительно, что в каком-то почтовом отделении будут две разных "черных комнаты". Также сомнительно, что сами "связисты", как это написано в приказе, не будут знать о персонале оперативных служб (особенно с учетом того, что тайну досмотра корреспонденции возложили на сами компании, предоставляющие услуги связи).
А как же наши права?
Принятый приказ противоречит ст.23 Конституции, гарантирующей каждому тайну личной переписки. Также никто не отменял закон "О связи", который требует от компаний, предоставляющих услуги корреспонденции, обеспечивать тайну переговоров или переписки. И требования руководителей спецслужб, согласно решению Верховного Суда России в 2000 году, "не освобождают операторов связи от возложенной на них обязанности по обеспечению соблюдения тайны связи... В связи с этим операторы должны давать информацию... лишь при предоставлении органами, осуществляющими оперативно-разыскные мероприятия, соответствующих, предусмотренных законом, документов. Предоставление же операторами связи этим органам информации без соответствующих на то документов противоречит как требованиям Конституции РФ, так и действующему федеральному законодательству".
Это означает, что, в принципе, каждый может оспорить в любом суде организованную за ним слежку (правозащитники уверяют, что в частном порядке это будет сделать легко), однако для этого он должен быть как минимум осведомлен и том, что его письма читают, а в посылках копаются.
Правозащитники собираются обжаловать приказ Минкомсвязи за №14209. К чему это приведет, покажет время.
Вадим Хохлов