В связи с кризисом комиссии задали два вопроса первостепенной важности. Как изменяются (сокращаются, корректируются) прежние, "докризисные", социальные программы? Какие дополнительные меры соцзащиты населения приняты или будут приняты в связи с ухудшением экономической ситуации?
Глава комиссии по социальному развитию Андрей Андрейченко четко и недвусмысленно заявил: "Нам задавались вопросы: будут ли сокращаться расходы на социальные выплаты, и я могу прямо сказать – нет". Позже он добавил: "На основные цели социальной программы по поддержке населения средства уменьшаться не будут". Ему вторит и Надежда Булова, заместитель председателя комиссии, заявляя, что "есть вещи, которые нельзя сокращать". Она же отмечает, что "никто не заинтересован – ни депутаты, ни, тем более, мэр – чтобы в кризис выросла в нашем городе социальная напряженность".
"Цифровое выражение" социальной политики выглядит следующим образом: в конце 2007 года Совет депутатов Новосибирска принял решение установить финансирование программы соцподдержки населения на три года (2008-2010) в размере 3394,5 млн рублей. В дальнейшем это решение пересматривалось, в результате чего финансирование было увеличено еще на 558,4 млн рублей, что должно обеспечить дополнительные меры соцзащиты населения, ориентированные уже на проявления кризиса.
Далее следует отметить ряд дополнительных мер соцподдержки населения, утвержденный 14 января текущего года. Базовая мера – решение о назначении муниципального социального пособия для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию – как правило, в связи с потерей работы. Пособие есть доплата до величины прожиточного минимума и не может его превышать. Получать его можно не чаще, чем раз в квартал. На сегодняшний день пособие назначено лишь восьми гражданам, средний размер его составил 4700 рублей.
Еще одна "антикризисная" мера – расширение перечня получателей 7 % скидки при приобретении медикаментов. Теперь эту скидку могут получать все многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами и одинокие пенсионеры. Правда, сам господин Андрейченко отмечает рост цен на медикаменты около 30 %, и на фоне такого роста обеспечение 7 % скидкой не представляется особо действенной мерой.
Также в городе сохранены все виды адресной социальной помощи для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. И хотя число таких людей наверняка возрастет, город не собирается отказываться от этой практики, а значит – должен выделить дополнительные средства.
Но одно дело благие намерения, пусть и утвержденные Советом депутатов, а другое – экономические реалии. А ну как в городском бюджете просто не найдется заявленных денег? Депутат горсовета, член бюджетной комиссии и член комиссии по соцразвитию Владимир Алексеев "по секрету" сообщил всем присутствующим, что недобор средств в городской бюджет за два прошедших месяца 2009 года уже составил около 40 %. Кризис, рассказывает депутат, – это "лекарство от всех болезней и ответ на все вопросы" для предпринимателей. Кризисом они объясняют все – невыполнение обязательств, падение доходов и недобор налогов. В абсолютном выражении за 2009 год город опасается "недобрать" почти 5 млрд рублей. Так что "возникает необходимость повторного рассмотрения бюджета, в сторону его "ужатия", как выразился Андрей Андрейченко, добавив, что речь не идет о секвестировании. Но в любом случае, зловещие показатели не должны пугать, считает он.
Во-первых, первые два месяца года всегда были "провальными" с точки зрения бюджета. А с другой стороны, социальная сфера в любом случае не должна серьезно пострадать. Основной удар придется на департаменты строительства и департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса. А социальная сфера – это не больше, не меньше, как… одна из "трех священных коров городского бюджета", как выразился глава комиссии.
Другие две "священные коровы" – это образование и здравоохранение, и этих коров, по его заверению, "принесут в жертву в последнюю очередь". К тому же предполагается провести реструктуризацию в сфере здравоохранения и в сфере образования, что должно позволить, по мнению властей, серьезно сократить расходы и не сказаться на качестве работы этих отраслей. В общем, особых бедствий новосибирцы ждать не должны. "Речь не идет о том, чтобы жить хуже, чем в 2008 году, – говорит Андрей Андрейченко. – Речь идет о том, чтобы жить не лучше".
Таким образом, картина вырисовывается примерно следующая: у города имеется обширная социальная программа, которую, как одну из "священных коров", если и зарежут – то в последнюю очередь. Так, по крайней мере, уверяет глава комиссии по социальному развитию. Если эта программа будет реализована – не будет никаких особенных социальных катаклизмов, новосибирцам не придется "на своей шкуре" болезненно остро почувствовать проявления кризиса. Но с другой стороны, экономика, особенно в кризисный период, – вещь слишком уж сложная и непредсказуемая, и если ситуация будет развиваться в неблагоприятном русле, может в конце концов пострадать или оказаться недейственной и социальная программа, какой бы священной она ни была. Так что, пожалуй, хорошо, что программа есть, и хорошо, если городские власти действительно уделяют ей столь большое внимание, как это декларируется. Но и возлагать на нее абсолютных надежд не стоит.
Фото автора
Петр Камчатский