Видеоролик о белом порошке под названием «Очередь за наркотиками в Новосибирске», который появился в сети 13 января 2012 года, взбудоражил все интернет-сообщество. И не только его: активизировалась Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области и даже комитет Государственной Думы РФ по безопасности в лице его главы – Ирины Яровой. 18 января депутат предложила ввести пожизненное тюремное заключение за поставку наркотиков в особо крупных размерах.
«Мною предложена соответствующая поправка в закон, – сообщила г-жа Яровая. – Кроме того, мы будем действовать консолидировано вместе с ФСКН в выработке новых инициатив, которые делали бы невозможной ситуацию, подобную в Новосибирске, и предлагали достаточный правовой механизм, основания для пресечения подобных преступлений».
Напомним, что в настоящее время максимальное наказание для наркоторговцев и наркокурьеров, предусмотренное ст. 228 УК РФ («Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»), составляет от 8 до 20 лет тюремного заключения.
Кроме этого, г-жа Яровая предложила свой вариант борьбы с наркотиками на территории РФ. «Проблему наркотиков, считаю, нужно разделить на три блока, – заявила она. – Это, во-первых, поставка на территорию России, во-вторых, распространение наркотиков и вовлечение в наркотическую зависимость. В-третьих, это проблема тех, кто уже потребляет наркотики и требует медицинской, социально-психологической помощи».
Поможет ли данная мера и целесообразна ли она – на эти вопросы корреспондент Academ.info попыталась найти ответы у экспертов нашего города, которые тем или иным образом связаны с темой наркотиков и наркозависимых.
Церковь нередко высказывается по поводу проблем наркотизации. «Наркотики – следствие потери духовной культуры», – говорит митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Также представители церкви согласны, что для лиц, уже не раз пойманных на поставке наркотиков в особо крупных размерах, можно ввести пожизненное заключение.
«Главное здесь – отличать тех, кто занимается этой деятельностью профессионально, от лиц, попавших туда по случайности, – говорит протоиерей Петр Кизюн, священник Вознесенского кафедрального собора Новосибирска. – Как вести себя с такими людьми, понять в принципе трудно, поэтому должны быть разные меры наказания».
По мнению Петра, пожизненное заключение в наших российских тюрьмах сродни смертной казни, только длится дольше и мучительнее: «Стране нужны такие законы, чтобы наркомании не было вообще, чтобы люди боялись употреблять это средство».
Однако как объяснить, что употреблять наркотики не стоит – большая проблема, о которой рассказал главный нарколог департамента здравоохранения администрации Новосибирской области Равиль Теркулов. Он подошел к обсуждению с другой стороны: «Мы ежедневно видим обратную стороны медали, которая стоит за всем этим – плачущих матерей, их отчаяние. Сами больные – потребители, и их совесть, мораль, этика закрыты. Основной удар приходится на ближайшее окружение наркозависимого. Бывает, что мы слышим фразу «Лучше бы он уже умер…» – это апогей родительских страданий. Представляете, что нужно испытать человеку, чтобы так говорить о собственном ребенке? Именно поэтому, глядя с другой стороны, я за то, чтобы пожизненное заключение за поставку наркотиков в крупных размерах было введено».
По мнению главного нарколога области, людьми, которые зарабатывают на поставке наркотиками, движут исключительно деньги. И для того, чтобы их остановить, нужны крайне жесткие меры.
Согласно статистике, сегодня на нашу страну приходится 20% потребления героина в мире. Только за последние пять лет число официально зарегистрированных наркоманов выросло в 10 раз. А по данным ООН, наркотики потребляют более 5 миллионов россиян. Новосибирск не является счастливым исключением – показатели по числу наркозависимых превышают общероссийские, причем более чем в два раза. Особое беспокойство врачей вызывают курительные смеси и вещества со странными составами.
«Неизвестно, что будет с человеком через год-два регулярного потребления этих средств – формулы постоянно меняются, и знать их точный состав мы не можем. Не исключена шизофрения и другие психические расстройства, не говоря уже об общем непоправимом вреде организму», – рассуждает Равиль Теркулов.
По этому же поводу бьют тревогу сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области. «Химики действуют быстрее и активнее законодателей, тем более новосибирские, к тому же, в области богатая научная база», – рассказал Виталий Яковлев, глава управления Государственного антинаркотического комитета по Сибирскому федеральному округу. Кроме того, отмечает он, климатические условия Новосибирской области позволяют прорастать на территории дикоросам наркотического содержания.
Относительно пожизненного заключения для поставщиков наркотиков в особо крупных размерах Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области высказывается также положительно. «На определенном этапе эта мера сработает, как сдерживающий фактор. Но приведем пример: в Китае за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков расстреливают, и наркопреступлений меньше не становится», – говорит Александр Кандиков, начальник управления ФСКН России по Новосибирской области.
Наиболее важной мерой г-н Кандиков называет профилактические работы в среде молодежи, потому что пока на наркотики есть спрос – будет и предложение. И на уже знакомые вещества и на так называемую «пасту для смазки дверных петель». В том, что последнюю в ближайшее время внесут в список запрещенных веществ, специалисты не сомневаются. «Как член антинаркотической комиссии, утверждаю, что поправки в закон будут внесены», – подчеркивает Равиль Теркулов.
Мария Сорокина