Напомню, что обязательный школьный курс для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) состоит из шести модулей: светская этика, мировые религиозные культуры, православная, буддийская, иудейская и исламская культуры. Модуль для изучения выбирается родителями ученика. Все курсы преподаются светскими людьми – учителями, прошедшими специальную подготовку. Предмет апробируется в 19 регионах России, в том числе Новосибирской области, с 2010 года.
В марте 2010 г. 70% новосибирских родителей выбрали для своих детей основы светской этики, и по 15% пришлось основы мировых религий и православия. Для сравнения скажу, что в Центральном и Дальневосточном федеральных округах более половины родителей выбрали для своих детей изучение православия, в Чеченской республике почти 100% выбрали преподавание исламской культуры, а в регионах Сибирского, Уральского и Приволжского округов лидирует светская этика. Интерес к буддизму преобладает только в Калмыкии, а иудаизм даже в Еврейском автономном округе выбрали менее 2 % родителей.
Российская общественность выражала два основных опасения в связи с введением курса: во-первых, тревожило разделение детей по религиозному признаку внутри школы, во-вторых, родители опасались навязывания определенного мировоззрения, то есть нарушения права на свободу совести.
Страх № 1
Что касается первого опасения, то, как показывает практика, выбор модулей происходит не индивидуально, а на уровне всей школы (реже – класса), после обсуждения на родительском собрании. Согласно официальному опросу новосибирских родителей, в 29% случаев на их выбор повлияло мнение классного руководителя, и еще в 9% – мнение руководства школы. Случаи разделения внутри класса единичны: например, в школе № 199 (Октябрьский район) первое время преподавался курс основ православной культуры (ОПК) отдельно для двух учеников, однако уже в следующей четверти они присоединились к остальным. В школах с многонациональным составом классов родители намеренно выбирали светские модули.
Так, родительница из школы № 145 (Первомайский район) Олеся Николаевна объясняет: «В классе у нас много детей различных вероисповеданий. Мы посовещались, и решили, что лучше будет выбрать светскую этику. Чтобы не делились: если, например, православную культуру брать, то ведь в классе есть и цыгане, и казахи». Таким образом, внутришкольных конфликтов между детьми пока не возникало. Напротив, по словам той же мамы, «они дружнее стали. Как-то не стали тех, которые другого вероисповедания, ущемлять, обижать. Раньше бывали такие проблемы. А теперь могут и вступаться за них».
Вот как описывает ситуацию Наталья Максимова, зам. директора школы № 163: «У нас выбрали для изучения основы православной культуры. Отказников не было: если кто-то хотел выбрать другой модуль, то они, оказавшись в меньшинстве в классе, просто присоединялись сами к большинству». Кстати, эта школа – единственная светская школа во всем Советском районе, где преподается ОПК. Православная гимназия в учебном плане со 2 по 8 класс ранее имела и имеет предмет «Духовно-нравственная культура», в 4 же и 5 классе он называется теперь «Основы православной культуры».
Что же еще выбрали родители в нашем районе? «Основы мировых религиозных культур» преподаются только в гимназии № 6. Учителя и родители в один голос говорят, что детям очень интересно – особенно финальная экскурсия по храмам различных конфессий. Галина Николаевна, родительница, отмечает, что «выбор модуля прошел без возмущений, практически единогласно», и считает, что «эксперимент надо продолжать, и именно в такой форме, какая есть – информативной».
Все остальные школы района выбрали курс основ светской этики (ОСЭ). В основном это связано с опасениями, что будут насильственно насаждать определенное отношение к религии. Вот как комментирует эту ситуацию учитель ОРКСЭ школы № 61 Ирина Викторовна: «Мы объясняли: школа отделена от церкви, никакой пропаганды религии здесь быть не может. А родители все равно боялись… Они сразу, не разобравшись, очень резко отнеслись к курсу. В Советском районе все выбрали курс ОСЭ. Все боятся. Не потому, что трусливые, а из-за того, что все по-новому, по-другому».
Страх № 2
Что касается второго опасения, которое высказывалось неоднократно в СМИ и правительственных структурах относительно нового школьного курса, – принуждения к религии, то в нашем городе его можно оценить на примере преподавания основ православной культуры.
Учебники к «религиозным» модулям писались священнослужителями. Однако учителя при этом – светские. Они расставляют свои акценты. Учитель ОПК лицея № 9 (Железнодорожный район) Ирина Викторовна рассказала: «Я рассказываю о тех моральных нормах, которые оцениваются положительно всеми этическими системами. Дети приносят домашние задания, основанные на своем жизненном опыте и на традициях семьи. Темы – доброта, справедливость, честь… Все это дается в рамках православной культуры, но вне зависимости от того, о какой религии идет речь, мы проходим общечеловеческие ценности».
Около 50 % тем в учебнике ОПК можно назвать не связанными только с православием («Культура и религия», «Совесть», «Подвиг», «Золотое правило этики» и т.д.). Другие темы – «Христианская семья», «Чудо в жизни христианина» и т.д. – ненавязчиво превращаются в «Материнский долг» (лицей № 9) и просто «Чудо» (шк. № 163).
Итак, принуждения к религии не наблюдается, по крайней мере, в школах Новосибирска. Однако эффективность курса как воспитательной, нравственно-развивающей акции напрямую зависит от качеств и внутренней мотивации учителя: родительница одной из школ, где преподается ОПК, сказала: «В предыдущем классе, в четвертом, у нас была учительница младших классов, которая вела предмет очень сухо, практически никак. Настолько, что на мой вопрос: что ты проходишь на уроке, – ребенок ничего не смог ответить».
Также большое значение имеет готовность самих учеников к подобного рода деятельности. Ольга Владимировна, учитель ОПК школы № 163, замечает: «Дети пришли со своими задатками: наличием моральных норм либо их отсутствием. И тщетны попытки что-либо скорректировать, если восприимчивости нет, а ее, например, в пятом классе (в отличие от четвертого, моего) не было. Они приходили, чтобы отсидеть, посидеть, отдохнуть и просто поговорить. Хотя, тем не менее, ребята часто высказывали интересные, умные мысли».
Неоднократно учителями высказывалось мнение о том, что в семье и школе должны прививаться одни и те же моральные нормы, а иначе результата нет. Как бы то ни было, 91,5% опрошенных новосибирских родителей относится к курсу основ религиозных культур и светской этики положительно или скорее положительно. 80% опрошенных обсуждает со своим ребенком темы, пройденные на уроках по этому предмету. Подавляющему большинству детей предмет нравится.
Что дальше?
Но что же представляет собой сам курс, какие цели он преследует и насколько они достижимы? Курс заявлен как культурологический, призванный познакомить младших подростков с основными культурными традициями России, воспитать толерантное отношение к разным мировоззрениям, способствовать формированию личностных качеств: ответственности, патриотизма, способности к сознательному выбору – семейных и других нравственных ценностей. Все это можно назвать гражданской этикой, общей для всех жизнеспособных культурных традиций.
Однако модули курса выполняют совершенно разные задачи. Одни – воспитательные, а другой (мировые религии) – познавательные. В текущей ситуации решить обе эти задачи не получается одновременно: надо выбирать. Но мы нуждаемся и в адекватных знаниях о религиях мира (не только России), и в нравственном развитии детей. Что же делать? Я могу предложить только один вариант: во-первых, преподавать все религии (не ограничиваясь четырьмя «традиционными» для России конфессиями), а во-вторых, воспитывать всех детей на единой ценностной основе, общей как для религий, так и для светской этики. И это два разных курса, два вида деятельности, две необходимости.
Фото из открытых источников
Алина Галимова