Николай Тихомиров – инженер, окончивший Санкт-Петербургский институт путей сообщения. Занимался строительством железных дорог в разных концах российской империи, строил и Транссиб. В 1894 году 37-летнего инженера Тихомирова, обладавшего к тому времени солидным опытом и отличной репутацией направили на сложную стройку – завершать строительство моста через Обь. На момент приезда Тихомирова стройка находилась в тяжелом положении – строительство сильно отставало по срокам от планов, процветали воровство и мошенничество. Энергичное руководство Николая Михайловича и почти круглосуточная работа – спать руководителю работ удавалось не больше чем по 3-4 часа в день – позволили наверстать упущенное. Строительство было завершено в срок.
По окончанию строительства моста инженер остался в Новониколаевске. Время шло, город рос, и опытному инженеру приходилось заниматься не совсем привычными для него задачами. Именно он возглавил работы по возведению первого каменного здания Новониколаевска – собора Александра Невского, причем целью его было построить собор так, чтобы он простоял столетия. «В Петербурге Исаакий всегда в лесах стоит, а здесь ни одной трещины не будет», – обещал инженер. И он сдержал свое слово – собор выстоял даже перед попытками взорвать его в 30-е годы.
Деятельное участие принял Тихомиров и в первой Всероссийской переписи населения 1897 года, самолично обходя немощеные улицы Новониколаевска, утопавшие в грязи. Он же стал создателем первой городской пожарной команды, которую собрал по собственной инициативе – любой пожар грозил полностью деревянному Новониколаевску катастрофой, и задача борьбы с огнем была архиважной.
По всей видимости, напряженная жизнь и непомерное количество задач, которые приходилось решать Тихомирову, стали причиной его ранней смерти. 27 октября 1900 года он скоропостижно скончался в результате кровоизлияния в мозг. Ему было всего 43 года. После него осталось трое детей и жена, Мария Ананьевна, которая пережила мужа на 61 год.
Могила под асфальтом
Тихомиров был похоронен в ограде храма Александра Невского, для строительства которого он приложил столько усилий. На этом биографию полагалось бы закончить. Но судьба распорядилась иначе. История не позволила телу инженера пребывать в покое.
В 1927 году уже советские городские власти решили благоустроить территорию города. Дело, конечно, хорошее, вот только согласно новому плану пришлось «обрезать» территорию храма. Как раз тот угол, в котором находилась могила инженера. Проблему решили просто – надгробье убрали, могилу закатали асфальтом. И захоронение в результате оказалось … на тротуаре. Точнее, под тротуаром. Ежедневно сотни горожан шли буквально по могиле, не подозревая о том, что у них под ногами прах одного из основателей города.
Говорят, вдова инженера постоянно приходила к этому участку тротуара и писала на асфальте «здесь покоится тело инженера Тихомирова». Но ее усилий было явно недостаточно, рядовые горожане вскоре уже не помнили, что это за человек.
И так продолжалось вплоть до 1971 года, когда потребовалось проложить кабель, а для этого – снять асфальт и вырыть траншею. В какой-то момент работавшие в яме землекопы наткнулись на что-то твердое и блестящее. Сразу же поползли слухи о кладе. Кто-то припомнил легенду о том, что в фундаменте храма Александра Невского зарыт слиток золота. Мгновенно собрались любопытствующие, а вскоре возле могилы появились и сотрудники советской милиции…
«Мне звонит дежурный, и говорит: тут ребята что-то нашли, – рассказывает Владимир Щербак, который в те годы был начальником оперативного отдела Центрального РОВД. – Мы приехали на место, смотрим, лежит гроб, а сверху форменная фуражка».
Да, то был не сундук с сокровищами, а гроб с прахом инженера и лежащая поверх него фуражка с кокардой, блеск которой и стал причиной слухов о кладе.
Владимир Щербак на грузовике отвез тело в краеведческий музей, причем на всякий случай приказал водителю сделать несколько кругов по городу, чтобы любопытствующие не приметили, куда увезли «находку». Ведь что именно извлекли из земли, милиционеры не знали и решили не пренебрегать мерами предосторожности. Гроб пробыл в музее почти месяц, после чего его перезахоронили на Заельцовском кладбище, поместив в могилу со стандартным невысоким надгробьем. Еще почти сорок лет эту могилу будут навещать очень нечасто...
Самый главный памятник
Но несколько лет назад о памяти покойного инженера заботу проявили школьники – учащиеся школы №132, руководимые Людмилой Яковлевой – педагогом и краеведом, заслуженным учителем Российской Федерации. Вместе со своими учениками Людмила Демьяновна предпринимала настоящие поисковые экспедиции. В результате длительной и кропотливой работы удалось найти не только вещи и документы, но и прямых потомков инженера. Отыскались они в городе Киеве.
Усилия педагога вдохновили общественность, и в результате сбора добровольных пожертвований при участии мемориальной программы «Белый тополь» в ноябре 2010 г., чуть меньше года назад и спустя почти ровно 110 лет со смерти инженера, на могиле был открыт посвященный ему мемориал. Память об одном из основателей города обрела материальное воплощение.
Звучали вопросы – не поставить ли Тихомирову памятник в городе, не назвать ли в его честь какую-либо улицу. Конечно, Николай Михайлович заслуживает того, чтобы память о нем была увековечена не только на кладбище. Но, возможно, не стоит беспокоиться о том, что Тихомиров в Новосибирске остался без памятника. Ведь частью города долго еще будут зримые воплощения его труда – участок Транссибирской магистрали и собор Александра Невского. А если вспомнить, что наш город вырос из поселка строителей железнодорожного моста, то появляются основания сказать, что в каком-то смысле памятником Тихомирову является сам Новосибирск – город, который без инженера-путейца, возможно, ждала бы совсем иная судьба.
Фото из открытых источников
Петр Камчатский