«Еще в 1979 году ВОЗ признала медицинские отходы опасными для человека. Кровь, перевязочный материал – это мощнейшие источники микробов, несопоставимые с бытовыми отходами, и вывозить их на мусорные полигоны нельзя», – рассказывал председатель ассоциации «Экология Сибири» Вячеслав Тощилкин в пресс-центре на Вертковской.
«На сегодняшний день единственный качественный метод обезвреживания медотходов – утилизация термическим путем. Речь идет о сжигании с использованием специализированного оборудования, где температура достигает 1200 С. Просто сжигание не допустимо, поскольку медотходы содержат латексные изделия и полимерные материалы. К сожалению, на территории России утилизируется только 0,5 % медицинских отходов от их общего количества», – продолжает он.
Остальные 99,5 % поступают на мусорные полигоны и несанкционированные свалки страны. При этом в Новосибирске, по словам участников встречи, дела обстоят «относительно неплохо» в сравнении с другими городами. Здесь утилизируется «по правилам» почти половина всех медотходов. Однако остальные 50%, составляющие около 500 тысяч тонн, остаются лежать на свалках.
«Зачастую внутри больниц правила обращения с медотходами соблюдаются: их убирают в пакеты разного цвета (красные, желтые, черные) в зависимости от степени опасности. Тем не менее, очутившись за стенами здания, пакеты в итоге оказываются в одной куче с остальным мусором, – рассказывает Вячеслав Зыков, директор ООО «Чистый город». – Прошлой осенью на территории Новосибирской области было очищено 7 несанкционированных свалок, где находили медицинские отходы прямо в специализированных красных и желтых упаковках. Их собрали 10-15 кубов или, грубо говоря, целый КамАЗ».
«Это очень опасно. Неизвестно, откуда вывезены отходы, может быть, из туберкулезного диспансера. Медотходы – это бомба замедленного действия, которая может взорваться в любой момент. Кроме того что происходит загрязнение окружающей среды, попадая на полигоны и несанкционированные свалки, медицинские отходы растаскиваются птицами, бомжами, могут попадать в источники подземных вод, что может обернуться катастрофой», – говорят эксперты.
Уничтожение 1 тонны медотоходов в нашей области обходится в 75 тысяч рублей. Как дружно заверяют участники встречи, это еще не самый дорогой вариант, в других регионах цена достигает 250 тысяч руб. Тем не менее, это дорого, а отсутствие контроля утилизации позволяет решать проблему «как-нибудь», не прибегая к использованию необходимого оборудования.
По словам экспертов, на территории Новосибирской области нет нормативной документации, определяющей обращение с медотходами. Даже известная на сегодняшний день и ранее прозвучавшая информация о количестве медотходов собрана в режиме «телефонных звонков». Иначе говоря, на деле никто не знает, сколько тонн медицинского мусора производит Новосибирск.
«Систематизированные базы, методики подсчета – ничего подобного не применяется. Можно лишь сказать, что бюджет федеральных учреждений рассчитывается на заведомо большее количество медотходов, чем они производят, а муниципальных – практически в 2 раза меньше», – рассказывал Сергей Зубков, директор ООО «Утилитсервис».
«В настоящее время на территории Новосибирска медицинские отходы обезвреживаются силами 2 компаний. В 2010 г скорость утилизации составила около 70 тонн отходов в месяц. Много это или мало? Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать их количество на территории области. Пока у нас не будет сформирована система лимитирования медотходов, вопрос останется открытым», – говорит он.
По словам Вячеслава Тощилкина, определенная работа в этом направлении уже ведется. В Минюсте разработаны новые санитарные правила, требующие от каждого лечебного учреждения разработать схемы обращения с медотходами. Однако пока в Новосибирской области нет документов, где фиксируются предприятия – производители, реальное количество медицинских отходов, степень опасности и факты утилизации.
«В других регионах подобная документация ведется, правда, нет перерабатывающих предприятий, – говорит Сергей Зубков. – В Новосибирской области ситуация с уничтожением медицинских отходов намного лучше, чем в сопредельных территориях, в частности, Томской и Омской областях».
Как сообщили эксперты, в пределах нашей области самыми проблемными являются наиболее отдаленные районы. Начиная с Куйбышевского, Барабинского и Кыштовского районов, в регионе проходит никем не охваченная зона. Чем удаленнее территория, тем меньше у нее шансов утилизировать окровавленные бинты, перчатки, иглы от шприцов и другие опасные свидетельства лечения.
Дина Голубева