На сегодняшний день в новом национальном плане о коррупции прописана задача «расширения сферы общественного контроля за использованием ассигнований бюджетов всех уровней, проведение социологических исследований по поводу распространения коррупции в стране и эффективности борьбы с ней». То есть, если в старой версии нацплана (который осуществлялась предыдущие два года) в основном разрабатывалась правовая база в рамках борьбы с коррупцией, то теперь будут расширять состав тех, кто будет бороться с коррупцией и формировать отрицательное общественное отношение к самому явлению.
Напомним, что согласно определению 273-го федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция – это а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
Сейчас существует 12 региональных отделений и 40 филиалов общественного межрегионального антикоррупционого комитета. Цель комитета – борьба со всевозможными проявлениями коррупции во всех регионах. По словам Ольги Сафроновой, уровень раскрываемости дел, возбужденных по обращениям граждан, достиг 70 %. В 30 % нераскрытых входят дела, факты которых невозможно восстановить из-за давности, либо дела с утерянными доказательствами.
Самой главной мерой в борьбе с коррупцией Ольга Сафронова назвала сознательность граждан: «Мы работаем через активный прием граждан. Любой может позвонить, записаться на прием, прийти и принести свое обращение. Наш комитет работает с информацией, которую передает силовым структурам, ФСБ, прокуратуре, тогда уже начинается проверка. Одно заявление передается сразу в несколько инстанций для обращения внимания на нарушения. По 273 закону «О противодействии коррупции» курирует эту деятельность Совет Федерации и Президент. Если выявляется коррупционная составляющая, то мы отправляем эту информацию в Совет Федерации, президенту».
В отчете на 1 января 2010 года количество обратившихся равно 35 000 человек по СФО. 55 % из них люди преклонного возраста (после 50 лет). 15 % составляют служащие, 20 % рабочие, 25 % представители бизнеса и 35 % пенсионеры.
Оборот коррупционного рынка по СФО оценить сложно. Об этом можно говорить только абстрактно. Самые большие взятки в СФО, которые были озвучены, – 15 миллионов евро за подписание одного контракта и 5 миллионов долларов за подписание разрешения на строительство.
Движение против коррупции расширяется. В городе существует уже 3 антикоррупционных молодежных организации: НГТУ, НГАВТ, СибАГС, где ведется работа по антикоррупционному поведению и устойчивости. Ольга отметила, что СибАГС готовит чиновников, и для них очень важно иметь «правильные ориентиры в жизни». Стоит вопрос о создании подобной организации в СГГА.
В конце встречи Ольга Сафронова сделала заключение, что коррупция – это одна из форм общественных отношений, «она родилась вместе с обществом и с ним же и умрет». Г-жп Сафронова предложила бороться за соблюдение норм законодательства. Также нужны, по ее мнению, законы об общественном контроле и парламентском, которые внесут существенный вклад в борьбу за общество без коррупции.
Мария Юхименко