10 000 редких деревьев, растений и кустарников – природное богатство Новосибирского ботсада, которое теперь охраняет железная «стена». Общая протяженность забора из металлического прута – 1,5 километра. На вопрос, почему огородили не всю территорию, а лишь её часть, Вячеслав Петрович ответил прямо – не хватает средств. «Наш ботанический сад имеет очень большую территорию – 800 га. Огородить всю территорию мы не можем – это лесопарковая зона, и она очень большая».
Господин Седельников не единожды обращался к руководству СО РАН с просьбами помочь профинансировать строительство. Застройка коттеджей в поселке Кирова, в низовьях реки Зырянки, «шагнула» на территорию ботсада. Появился мусор, бытовые отходы, остатки стройматериалов, «забытые» бригадами строителей.
«20 августа на берегу у поставленного забора я обнаружил закинутую в пруд небольшую китайскую (мелкую, путаную) сеть, – рассказывает фотограф и биолог Олег Костерин. – В ней были два окуня и огромнейших размеров карась. Рыбу я отпустил, сеть забрал и выбросил (вернее спрятал, при необходимости могу предъявить). Думаю, что это сделали строители забора».
Впрочем, строители – ещё не прецедент. Основная причина, которая мешает директору новосибирского ботсада спать спокойно, заключается в некультурных посетителях. Из года в год находится не один народный умелец, который, вооружившись совком или небольшой лопатой, наведается в Ботсад и выкопает ценный корешок «на память». Вячеслав Петрович утверждает, что забор, в первую очередь, поставили не только от таких «умельцев», но и от машин. Новая капитальная металлическая ограда должна воспрепятствовать безнаказанному въезду автомобилей на территорию заповедника.
«Люди приезжают на автомобилях, устраивают пикники, разжигают костры, оставляя кучи мусора, битых бутылок и костровищ. Это должно прекратиться», – говорит Вячеслав Седельников.
К сноубордистам, обладателям санок и прочего зимнего спортинвентаря у директора ботанического сада также явные претензии. Редкие кустарники, произрастающие на склонах холма рядом с озером, по словам Вячеслава Петровича, каждую зиму уничтожаются любителями покататься.
О подробностях установки забора сам господин Седельников и сотрудники СО РАН говорят с неохотой, ссылаясь на труднодоступность официальных документов. Получить какую-либо информацию о подрядчике, например, оказалось невозможно.
Сегодня, когда сам забор установили, у ботсада появилась новая мечта – поставить к нему охрану. Возможно, Новосибирск, переняв опыт Москвы, будет привлекать для этого помощь сотрудников милиции.
Во многих Ботанических садах России с появлением оградительных и охранных сооружений посетители отмечают две неприятные тенденции: хамство охраны и платный вход. Например, вход в Киевский Ботанический сад с 2008 года стал платным по причине того, что «многие посетители плохо себя ведут».
«Утром приходится убирать кучу бутылок, многие рвут цветы, ломают ветки деревьев, поэтому мы сделаем вход платным. Может, тогда люди начнут вести себя лучше», – сообщила в одном из интервью для прессы секретарь киевского ботсада Алла Гавриленко.
В Центральном сибирском ботаническом саду посетителей пока что «воспитывают забором». Центральный вход, находящийся рядом с корпусом института, планируют сделать единственным. Станет ли охрана и касса на входе следующей мерой – покажет время.
фото автора
Вадим Хохлов