У девочки, родившейся в Таджикистане в июле 2023 года, диагностировали так называемый синий порок сердца: только один желудочек и одно предсердие вместо четырех камер сердца, а также транспозиция магистральных сосудов и атрезия клапана легочной артерии (кровь не попадает напрямую в легочную артерию). Такой комплекс аномалий без своевременного хирургического вмешательства приводит к летальному исходу.
Обычно малышей с подобным пороком оперируют сразу после рождения, пока еще открыт артериальный проток – обычно он закрывается за двое суток. Полное закрытие этого сосуда у девочки растянулось на месяцы, что и спасло ей жизнь.
В Таджикистане прооперировать ребенка не смогли. Девочку привезли в Россию, но у нее нашли коронавирусную инфекцию. Тем временем проток почти закрылся.
К моменту поступления в центр Мешалкина сатурация (насыщение крови кислородом) у девочки не превышала 60 %. Несмотря на сложное течение коронавирусной инфекции, врачи решились на операцию.
Через сонную артерию хирурги завели катетер внутрь открытого артериального протока и расширили его с помощью стента, обычно используемого для коронарных артерий у взрослых.
«Это были стремительные изменения, какие показывают только в фильмах. Ребенок у нас на глазах стал розовым, сатурация крови достигла 90 %, что для таких больных уже хороший показатель. Кроме того, благодаря малотравматичности операции мы избежали осложнений, которые могли стать фатальными на фоне COVID-19, если бы мы сразу приступили к открытой операции», – рассказал хирург Алексей Войтов.
Через несколько дней девочку перевели на выхаживание в инфекционную больницу. Сейчас малышка вернулась на обследование в центр Мешалкина, где ей предстоит еще одна операция по коррекции порока сердца.