Редкий порок сердца плода обнаружили на 23-й неделе беременности. Вместо двух желудочков у него был один, вместо двух клапанов на выходе из сердца – один, вместо двух главных сосудов – тоже один. Поставить диагноз на таком сроке было сложно, но консилиум ведущих российских акушеров-гинекологов признал порок крайне неблагоприятным для жизни и здоровья плода и рекомендовал прервать беременность. Семья отказалась и стала искать способы спасти ребенка.
Специалисты центра Мешалкина, изучив документы, взялись за проблему и пригласили женщину рожать в Новосибирск. В городском перинатальном центре выявили все особенности порока: это дефект межжелудочковой перегородки с гемодинамически единым желудочком, атрезия (полное отсутствие) аортального клапана, выраженная гипоплазия (недоразвитие) дуги аорты с ее полным перерывом, частично сохранившиеся сегменты обеих аортальных дуг с обеспечением кровообращения маленького организма через два эмбриональных сосуда – кровоток в сосудах головного мозга и сердца через правый артериальный проток, кровоток в нижней половине тела через левый артериальный проток. Нарушения были несовместимы с жизнью.
«Порок во многом схож с гипоплазией левых отделов сердца, поэтому в большинстве центров, имеющих опыт хирургического лечения подобных детей, маме предложили бы паллиативную операцию Норвуда, за которой бы последовала серия операций в первые 4–6 лет, направленных на формирование сердца с одним желудочком и полным обходом венозного кровотока, что повлияло бы на качество и продолжительность жизни ребенка. Изучив геометрию гемодинамически единого желудочка, частично разделенного остатками перегородки, мы приняли взвешенное и ответственное решение восстановить ребенку нормальную анатомию сердца с двумя желудочками и цельной аортой. Нам было важно не только помочь ребенку выжить, но и обеспечить ему полноценную жизнь в будущем», – прокомментировал заведующий кардиохирургическим отделением врожденных пороков сердца Алексей Архипов.
Ребенка взяли в операционную на третьи сутки жизни. Многочасовая операция включала реконструкцию аортального клапана, дуги аорты и ее ветвей (из собственного клапана, ствола легочной артерии, остатков восходящего отдела аорты и дополнительной биологической ткани) по методике Норвуда; создание внутрижелудочкового тоннеля через дефект межжелудочковой перегородки с разделением желудочков и формированием клапаносодержащего пути оттока в легочную артерию по методике Растелли. Подобную операцию выполнили второй раз в истории клиники, сообщила пресс-служба центра.
После 15 дней интенсивного выхаживания в отделении реанимации малыша перевели в обычную палату, где он вместе с мамой месяц находился под наблюдением кардиологов. Показатели сердечно-легочной деятельности нормализовались, мальчик самостоятельно питается, развивается в соответствии с возрастом. В 1,5 месяца его отправили домой.
Фото пресс-службы центра Мешалкина