История болезни Надежды, аудитора из Москвы, уникальна. У женщины была тромбоэмболия лёгочных артерий, вызванная редким, до конца не изученным генетическим нарушением. Ситуация хоть и редкая, но не исключительная. Однако организм женщины оказался уникальным из-за места образования тромбов: они появлялись в венах рук, а не ног или таза, из-за чего диагностировать заболевание удалось не сразу ‒ руки просто не догадывались проверить.
Первый эпизод тромбоэмболии случился ещё 20 лет назад, после беременности и родов. У женщины распухла рука, возникла сильная одышка, но никто не настаивал на дальнейшем обследовании. А в 2020 она перенесла ковид, и неприятные симптомы вернулись. И вот тогда, после детального обследования лёгких, врачи и обнаружили там тромбы в артериях. Источник тромбов искали долго, пока не догадались проверить вены рук: оказалось, что тромбы образовывались именно здесь, что совершенно нетипично для такого заболевания.
Несмотря на консервативное лечение, женщине становилось все хуже: тромбообразование не прекращалось, тромбы в лёгких накапливались. Избавить её от проблемы взялись врачи Национального медицинского исследовательского центра имени академика Мешалкина – это экспертный центр нашей страны по лечению хронической тромбоэмболической легочной гипертензии. Специалисты определили: малоинвазивная операция москвичке не поможет, требуется большая открытая операция с искусственным кровообращением. К моменту операции правый отдел сердца растянулся, левый уменьшился, состояние малых и средних ветвей легочных артерий вызывало вопросы.
«Решиться на открытую операцию было страшно: я из тех людей, кто боится даже уколов. Прорыдав вечер, я согласилась, – рассказывает Надежда. – Вмешательство провели успешно, но восстановление оказалось тяжелее, чем я представляла: я была очень слаба, долго пробыла в реанимации, сильно похудела».
Врачи предложили пациентке пройти реабилитацию тут же, под Новосибирском, в Речкуновке. Надежда согласилась и не прогадала.
«Знаю по общению с теми пациентами, кто решил иначе: дома не организуешь всех условий, которые предоставлены здесь. За две недели в отделении реабилитации я набралась сил, стала ходить, ‒ делится своими впечатлениями женщина. ‒ В Москву вернулась уже адаптированной к быту, с готовностью к дозированным физическим нагрузкам».
На днях Надежда завершила второй этап реабилитации и даже планирует по возвращении домой вернуться к работе, несмотря на то что она довольно напряженная.
«Реабилитацией пациентов с хронической тромбоэмболией легочной артерии в стране занимается очень мало клиник. Наша – одна из них. Поскольку радикальное хирургическое лечение этого заболевания развивают именно в Центре Мешалкина, наши специалисты разрабатывают и комплексную трехэтапную программу реабилитации в послеоперационном периоде», – рассказала заведующая отделением медицинской реабилитации взрослых для пациентов с соматическими заболеваниями Оксана Щекодько.
Она уточнила, что комплексная реабилитация включает множество методов: лазеро- и магнитотерапию, лечебную физкультуру, галокамеру, дыхательную гимнастику и даже работу с психологом.