Первый вопрос, который меня сильно волновал, касался риска в горах:
– В горах ведь очень опасно?
– На мой взгляд, если вы каждый день ездите в автомобиле, то риск не меньше, чем у восходителя в горах. Но я хожу в горы вовсе не за адреналином, напротив, стараюсь свести риск к минимуму. Адреналин проще получить, прыгая на тарзанке или катаясь на американских горках: дёшево и сердито, а главное – безопасно. В горах мне нравится сам процесс восхождения: лазание по скалам, динамика движений. Видимо, это из детства, которое прошло на Красноярских Столбах, где у каждого подростка за честь считалось пролезть сложные маршруты ("ходы"), вот и оказалось, что любовь к скалам – это надолго.
– Бытует мнение, что в горы ходят с целью компенсации своей нереализованности в обыденной жизни. Прокомментируйте.
– Напротив, многие ходят в горы, потому что жизнь "удалась": и директора, и доктора наук, они же и мастера спорта, и чемпионы – жизнь у этих людей очень яркая, многогранная. Бывает и по-другому: например, почти все мои друзья, а также однокурсники по НГУ достигли в социальной и служебной иерархии высоких положений, а я вот до сих пор, как великовозрастный "дядя", бегаю по горам и скалам. Но уж не для самоутверждения. Ходить на вершины по сложным маршрутам (да ещё и в пещеры, кстати) мне просто нравится, люблю я это дело, и, как оказалось, это стало большей частью моей жизни. А дальше видно будет.
– Вас недавно пригласили в английскую команду, как это произошло?
– Я уже много раз был в составе иностранных альпинистских команд. Например, в 1995 г. с австрийцами мы пытались взойти на пик Сьерро-Торре в Аргентине (до вершины не дошли около 200м из-за разразившейся бури). В 2000 г. с англичанами взошли на пик Ходжа-Пырьях на Гиссарском хребте, в 2003 г. с норвежцем Петером Келлером преодолели солидную стену пика Кьёраг. Много лет ходил с венграми и словенцами на Памире, Кавказе, в Альпах. В 2004 г. Свен Фридел (Цюрих), я и моя супруга Таня сходили на пик Гран-Парадизо (Италия), но затем Свен вынужден был вернуться на свою работу, и все дальнейшие восхождения в Шамони (Франция) мы делали только вдвоём с Таней. И вот на очередном маршруте нас накрыла непогода. Мы установили лагерь на высоте 4400м под куполом Мон-Блана, как откуда-то выползли измождённые англичане. Мы их напоили чаем, накормили. Нас из вежливости пригласили в гости. Но поехать в Великобританию было недосуг, и только в январе этого года мы к ним выбрались. Восхождения делали в Лламбри и Сноудонии (Уэльс). Ходили скальные маршруты от 5b до 7a (по французской классификации) на пики Иддл, Ампипитер, Трайфэн. Погодные условия были суровые: дождь, ветер, мокрый снег и даже ураган. После сборов меня пригласили в команду англичан Northamptonshire для восхождения на красивый пик Матерхорн, Альпы (граница Швейцарии-Италии) по престижной сложной стене. Теперь дай Бог погоды.
Ну а нам остаётся пожелать Анатолию удачи.
Фотографии предоставлены Анатолием Булычовым
Беседовал Ерлан Байжанов
для службы новостей Академгородка Academ.info/>