— Вообще было много знаков, – вспоминает дни олимпийских соревнований Катя. – Я выступала под 14-м номером, а он был у меня на Европе (в сезоне 2006-2007 гг. Катя стала обладательницей Кубка Европы по сноубордингу – прим. автора). Еще были бумажки. То есть такие печенюшки с желаниями внутри. Я взяла такое – а внутри не одна, а две бумажки. На одной было написано «мечты сбываются, поверь в это». Но ни о чем думать я не стала. Еще есть «возвращаться – плохая примета», а у меня она – хорошая. На Европе – поехала без варежек. А в Ванкувере была аккредитация. Она как паспорт, по ней везде пускали. Собираюсь на старт и думаю: не забыть. А около лифта обнаружила, что ее нет на шее. После выступления я все это сложила. В других стартах было: или только номер, или «забыла».
— С чего начинался путь в большой спорт?
— У нас рядом с домом гора, и лет с 5 я занималась. Сначала это были горные лыжи. Вот сейчас вспоминаю: тогда же мало что было. На соревнования ездила – одни ботинки на троих были. Однажды мне привезли доску, я решила попробовать – и понравилось. Я всю жизнь делаю так, чтобы мне нравилось.
— Вы же стали такой «общероссийской» спортсменкой: у нас написали – «Новосибирская девушка завоевала медаль…», в Новокузнецке и Ханты-Мансийске тоже назвали своей…
— Ага. А потом где-то написали, что это три разные девушки… (смеется)
— Но наши-то поздравили? Мэр, губернатор?
— Нет (смеется). Думаю, спортивные чиновники вообще были расстроены, что я родом из Новосибирска. Они же меня не поддержали, называли бесперспективной.
— Как думаете, почему так произошло? Кто виноват?
— На тот момент они (чиновники) слушали тренеров. А надо разговаривать со спортсменами. Прихожу я, 17 лет, разве они меня будут слушать? Я ничего не требовала, просила оплачивать только билеты до Москвы, а дальше обо всем заботилась федерация. Я не задумывалась ни о какой зарплате (сначала она была 900, затем поставили 2100). Тренер мне только билеты выдавал. Просила поменять его. А мне отвечают: или остаешься с этим, или ты никто. Сижу, говорю: значит, я никто. А потом меня в Ханты-Мансийск позвали.
— Сейчас все будут ждать только ваших побед. Как будете с этим справляться?
— Да, сейчас многие говорят – вы должны только побеждать. Но если я буду задумываться, настраивать себя, то ничего не получится. На этапе Кубка мира в Москве я стала пятой, это хороший результат. Но многие написали: «наша олимпийская чемпионка проиграла». Наша пресса настраивает, чтобы от спортсменов ждали только медалей. Но спорт – такая штука: сегодня – удача, завтра нет, а послезавтра – опять есть.
— Так надо ли вообще продвигать вид спорта, спортсменов?
— Наверное, нужно. В Канаде перед Олимпиадой акции начали за два года проводить, например, фотографии сноубордистов были на пакетах в супермаркете. А у нас: выиграла Кубок Европы – взяли интервью, забыли. То же было и с другими девочками. Правда, сейчас пресса уделяет много внимания.
— У сноуборда хорошее будущее в России?
Теперь да. Сейчас, конечно, будут продвигать. Молодых спортсменов привлекают. Да мы и сейчас составляем конкуренцию: в тридцатке – пять русских, в шестнадцати – четыре. Австрийцы боятся русской команды.
— Какие качества необходимы спортсмену?
— Нужно любить свой спорт и получать от него удовольствие. Мне нравится кататься, и я не чувствую, что это моя обязанность. Я езжу по разным странам, знакомлюсь с культурами. Ну, какая это обязанность? Это хобби.
— Кстати о хобби. Везде пишут, что Вы коллекционируете керамические статуэтки…
— (Удивляется и смеется). Не знаю, откуда это пошло. Я из каждой страны привожу тарелочки и магнитики, уже вся кухня и холодильник в них. Может быть, это и есть керамические изделия?
— Так, может, другие увлечения есть? Отдыхаете как?
— У меня отдых – это домой приехать, на лошадях покататься, с собаками поиграться. Времени не хватает. Особенно сейчас, после Олимпиады, – везде требуют. А в феврале, перед Ванкувером, вот такой трехдневный отдых был: приехала, постирала, так как на сборах это негде делать, и выспалась.
— Есть ли планы на жизнь после завершения спортивной карьеры?
— Не знаю. Если честно, вообще не задумываюсь о завтрашнем дне. Вдруг после Сочи захочу еще покататься. Четыре года назад я не могла подумать, что поеду на Олимпиаду, а вон как хорошо получилось.
Автор благодарит Фонд общественного развития «Истоки» за организацию в проведении интервью
Елизавета Разумникова