Идея отдельного статуса зародилась вместе с Научным городком или вскоре после его появления. Вот что отразил в своих мемуарах первый Председатель СО АН Михаил Лаврентьев: «Академгородок называют… моделью научного центра вообще. Он является экспериментальным городом науки. Во времена его создания мы пытались найти где-нибудь юридический статус города, положение о нем, но таких документов не оказалось. Поэтому Сибирское отделение вместе с районными и областными советскими и партийными органами должно было решать самостоятельно все вопросы не только строительства и оборудования научных институтов, жилья, университета и соцкультбыта, искать для них кадры – всего и не перечтешь».
Возможно, то поколение пришло к выводу: раз нет положения о такой форме хозяйствования, нужно ее создать. И ведь создали! Назвали свое творение просто и бесхитростно – город Наука. По задумке, он должен был быть городом в районе, органы управления полностью повторяли государственные того уровня. Там был свой исполком Совета депутатов трудящихся, штаты которого определялись с учетом объема деятельности.
Интересной видится форма подотчетности: ни много, ни мало, а Совету Министров РСФСР. С местными властями разговор о получении жилья для работников и мест в детских садах для их детей предполагался короткий – по своему желанию и возможностям. К примеру, по действующим в тот период времени нормам, Академия наук имела обязательства 10% возведенного жилья передавать безвозмездно в фонд Новосибирска. Новоявленное поселение себя от такого обременения освобождало.
Еще короче и жестче планировался путь для нарушителей трудовой дисциплины и преступивших закон – выселение без предоставления другого жилья, через суд. Такая же участь была уготована и лицам, утратившим связь с СО АН или горисполкомом.
Финансирование Науки декларировалось двойное: за счет Федерации по линии СО АН СССР и городского бюджета. Только какого города – Новосибирска или собственного – в документах не уточняется. Но четко прослеживаются намерения содержать самим собственные соцкультбыт и всю инженерную инфраструктуру.
А вот пассажирские перевозки милостиво разрешалось забрать структурам Новосибирской области. Медицинское обслуживание всех жителей обеспечивалось по нормам, принятым в системе академии наук страны.
Вот так, в общих чертах, виделось первопроходцам их муниципальное детище. Презентовали его ученому сообществу в редкую дату – 29 февраля 1968 года. В этом году у него виртуальный юбилей – 55 лет.
На тот момент общее количество сотрудников Сибирского отделения, проживающих в Городке, составляло 17 130 человек.
С тех пор город Наука живет спокойной архивной жизнью, а на его вратах сияет канцелярский гриф «Хранить постоянно».
Десять лет спустя
Прошло десять лет… Академгородок, большой и маленький, прирастал общественными и жилыми строениями, корпусами НИИ. Ему стало тесно на освоенных территориях, и назрела необходимость обособленности иного характера. Назовем ее географической.
Идея заключалась в изменении системы распределения жилищного фонда. Ее высказали разработчики Генплана Новосибирска вообще и Советского района в частности. Горизонтом того плана рассматривался 2000 год. Презентовал концепцию тогдашний директор местного ГИПРОНИИ Борис Шубин: «Работникам Сибирского отделения квартиры давать на территории Щ, а в Правых Чёмах – кадрам из отраслевых СКБ и НИИ».
Попутно решалась и задача резкого сокращения объема пассажирских перевозок: если человек живет и трудится на конкретном участке, то гораздо реже он нуждается в помощи общественного транспорта.
Проектировщики устроили своеобразное состязание, предлагая еще несколько вариантов сохранения научного духа и ауры Верхней зоны.
Первый путь: «Мы знаем о нескольких тысячах человек, работа которых находится в Бердске, Новосибирске, других местах. Если мы договоримся с их горисполкомами и станем выделять им какие-то суммы, то сумеем переселить часть этой категории туда».
Путь второй: «В микрорайон Щ переселять из Верхней зоны на несколько льготных условиях. Таковыми могут быть подземные гаражи, и автолюбители могут на это пойти».
А третий звучал вот так: «Уровень пенсионеров в Академгородке заметно растет, стареет Городок по возрасту. Если бы мы для таких пенсионеров начали строить двухквартирные коттеджи с приусадебными участками в 3 сотки в том же поселке Кирова, то такую проблему можно будет решить. То есть применить метод разгрузки, эдакое полупринудительное переселение тех, кто теряет связь с наукой».
Ученые внимательно выслушали все приведенные доводы, отнеслись к ним положительно и под протокол приняли к исполнению.
Предметом особой гордости за потраченные интеллектуальные усилия Сибирское отделение может считать разработку целого пакета проектов законов о Наукоградах и Академгородках под руководством третьего председателя Валентина Коптюга. Эти проекты смогли отправить на самый верх для анализа, ознакомления и принятия решения. И первые из перечисленных обрели право на жизнь, а вот со вторыми дело застопорилось.
Наши дни
Новый импульс продвижению придали только в марте 2013 года депутаты Госдумы, внесшие на рассмотрение коллег концепцию закона под рабочим названием «О статусе Академгородков в РФ». Главной целью нового федерального законопроекта декларировалось комплексное развитие Академгородков, на которое были нацелены все стратегии, программы и планы научного сообщества.
Один из ключевых постулатов сформулирован следующим образом: «Выделение компактной территории Академгородка в самоуправляемое, наделенное правами муниципалитета образование в границах существующего городского округа».
Инициаторы озвучили и основные задачи предполагаемых поселений: осуществление научной, инновационной и научно-технической деятельности, подчеркнув, что де-факто ННЦ таковым и является, осталось только закрепить это де-юре.
А через полгода грянула реформа РАН, и пришлось в очередной раз встраиваться в новые экономические и политические условия.
Сибиряки отступать не привыкли, продолжив движение в этом направлении, и в ноябре 2022 года вошли всем Сибирским отделением в Союз развития наукоградов России. Пока в виде исключения. Что произойдет дальше в продвижении Академгородка к особому статусу – представить сложно, но не перестают появляться все новые идеи о том, как именно можно это сделать.