Дмитрий Николаевич Шауло ‒ ведущий научный сотрудник Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН, заведующий лабораторией Гербарий, один из составителей Красной книги Новосибирской области и Красной книги РФ. Ему хорошо знакомы проблемы краснокнижных видов и принципы их охраны. По убеждению биолога, важно не перейти грань между заботой о сохранении редких видов и спекуляцией на них.
«Есть общественное движение, которое выступает против строительства в окрестностях Академгородка, основываясь только на наличии отдельных видов как растений, так и животных. Одно из растений ‒ это гнездоцветка клобучковая, которой все время манипулируют. Вопрос поднимался давно, и при планировании станции «Университетская», и при проектировании строительства на месте бывшего пионерлагеря «Юный медик», и при обсуждении судьбы кусочка соснового бора, кусочек которого за станцией «Сеятель». Но это растение широко распространено по всем приобским сосновым ленточным борам. Только в окрестностях Новосибирска известно 600 мест нахождения», – говорит биолог.
Он уверен, что вид – не редкий, хотя и занесен в Красную книгу РФ, и в списке охраняемых растений в следующем году гнездоцветка клобучковая тоже присутствует. Причина ‒ споры между учеными. Шауло рассказал, что интересы гнездоцветки «пролоббировали» его коллеги из европейской части страны.
«Гнездоцветка никогда не исчезнет из наших лесов, это все глупости. Мы объясняли (коллегам из европейской части России), что у нас это обычнейший вид: в окрестностях Барнаула, Новосибирска, Черепаново, в Саянах... везде встречается! Но ничего сделать не можем, это коллегиальное решение, которое было принято большинством голосов на комиссии по формированию Красной книги РФ», – рассказал ученый.
Пусть фактически растение самое обычное, но раз государство его охраняет, какие меры нужно принять, если оно оказалось на месте будущего строительства? Шауло объяснил, что алгоритм действий есть, и он касается не только гнездоцветки клобучковой, но и любого редкого растения, занесенного в Красную книгу.
«Запретить строительство вряд ли возможно, но для того, чтобы строить что-то, нужно оценить ущерб, который будет нанесен краснокнижным видам, такие методики давно разработаны. Специалисты должны провести исследование и представить его результаты организации, которая заинтересована в строительстве. Затем краснокнижные объекты пересаживаются в место со схожими условиям. Это практикуется повсеместно! Например, в Красноярском крае при проектировании линии электропередач через природный парк «Ергаки» все краснокнижные виды были оценены и затем пересажены», – пояснил собеседник.
По словам ученого, исследования, пересадка и контроль над последующей приживаемостью стоят недешево. Но есть и практика подобных действий, и специалисты, готовые этим заняться: в ЦСБС СО РАН, в Новосибирском государственном аграрном университете, и даже в педагогическом университете.
В Красной книге Новосибирской области ‒ 187 видов растений, и изучать ее лучше вместе со специалистом, иначе легко запутаться и сделать неверные выводы. Например, в списке охраняемых растений обычные сорняки ‒ одуванчик и подорожник. Но подорожник охраняется не тот, что растет повсеместно, а многосемянный, растущий только в одном месте в мире, в Здвинском районе. Среди одуванчиков охраняется только узколопастный ‒ он есть в Карасукском и Ордынском районах, в Казахстане и, возможно, в Монголии ‒ ареал его распространения ученым еще только предстоит изучить. Или, к примеру, липа сердцелистная: неужели и ей грозит вымирание?
«В Красную книгу Новосибирской области внесена только одна популяция липы ‒ в Убинском районе. Сейчас попасть туда просто невозможно, дороги нет. Когда-то, в шестидесятые годы, там было поселение, и эти липы были помечены как природная популяция. Возможно, это не так; деревья могли посадить первые поселенцы, этот вопрос нужно изучить. Но, в любом случае, это не имеет никакого отношения к липе которая растет в окрестностях Новосибирска. Это интродуценты (растения, которые случайно или намеренно были высажены вне своего природного ареала). Липа имеет свойства распространяться и семенами, и порослью, и некоторые на этом спекулируют, хотя прекрасно знают, что охраняется только одна популяция ‒ убинская», – пояснил Шауло.
В заключение эксперт посоветовал не спекулировать на теме краснокнижных растений.
«Академгородок должен же развиваться, и все должны это понимать. Запретить ‒ это не выход, выход ‒ это подсчитать ущерб и заняться пересадкой», – добавил он.