Анонс к выставке гласил, что в картинах "… размышления о жизни северного региона нашей страны, территории вечной мерзлоты, где тяжелый труд, экстремальные условия соседствуют с неповторимой красотой природы". После прочтения этого текста у меня сложился образ картин холодных тонов, которые изображают суровость северного климата, обилие снега, борьбу человека с природой. Но оказалось, что картины содержат другие мотивы…
Образы
Только две картины оправдали мои первые ожидания – это "Изморозь" Александра Седова и "Подводный лов" Сергей Устюжанина. На них можно увидеть снежный покров, суровые лица рыбаков на берегу северной реки. Остальные картины были мало связаны с севером. Яркие гроздья рябины ("Атака"), натюрморт с грушами ("Груши), утонченные женские образы – всё это на картинах Устюжанина.
Александр Седов делится ассоциациями, навеянными во время путешествия в Каир ("Воспоминания о Каире"), рисует угловатые домики ("Город, в котором живу", "Август"), смазанные очертания женской фигуры ("Букет"), а особое внимание привлекает серия композиций из циклов "Лики" и "Доски", которые напоминают старинные иконы.
Виктор Бухаров, член Новосибирского союза художников, на официальной части церемонии открытия сказал, что "каждый из художников имеет свои ощущения. Они знакомят со своим краем, они понимают и не понимают друг друга – в этом интерес". Он также отметил, что серия "Доски" "содержит тайну", а Галина Лаевская, искусствовед, заслуженный работник культуры, добавила, что "Югра – это территория тайны в целом. Устюжанин переосмысливает эту тайну, а у Седова творчество менее понятное".
"Про то, что мы изображаем север, надуманно и спекулятивно. Да, есть вещи с родной земли, которые можно отследить, но, в принципе, рождается любой образ, хочу вот это сделать, а дальше начинается работа... В лучшем случае на картину месяц уходит", – признается Сергей Устюжанин.
Цвета
Среди картин нет буйства красок; практически все работы выдержаны в спокойных тонах, нет раздражающей яркости. У Александра Седова доминируют в основном коричневые, бордовые, зеленые цвета, а "Доски" и "Лики" искусственно состарены благодаря подобранной цветовой гамме.
Устюжанин позволяет себе играть цветом, добавляя яркие акценты на картинах – то вызывающе-красные гроздья рябины, то желтовато-зеленые блики на воде. "Мне важно, чтоб глаз за что-то хватался", – говорит Сергей. В целом цвета обоих художников складываются в палитру цветов северного сияния.
Фактура
Ирина Бич, директор Выставочного зала, особо отметила фактурность данной выставки. "В картинах Устюжанина сочетаются два пласта способов изображения. С одной стороны, например, в картине "Букет Помоны" руки, лицо изображены классической техникой, а с другой стороны, трава вокруг – фактурная. Как в иконах есть лик и оклад, так и в картине – лепка пространства вокруг облика женщины, это используется для усилия эмоционального воздействия. Что касается Седова, то он реставратор, и он использует элементы иконописи в своем авторском творчестве. У него интерес к Невинской иконописной школе, которая использует цветовой орнамент. "Доски" – очень рельефные, а "Лики" – это имитация фрески по технике", – анализирует работы художников Ирина.
Различия
На вопрос, всегда ли художники выставляют свои работы дуэтом, Сергей ответил, что это их первая совместная выставка, но сразу подчеркнул, что они с Александром связаны лишь территорией, на которой проживают, и дружескими отношениями, в аспекте их деятельности точек соприкосновения нет: "Мы абсолютно разные художники, но самодостаточные, каждый мог бы выставлять свои работы отдельно, но вдвоем веселее, интереснее зрителю и проще".
Ирина Бич выразила сожаление, что выставка не может продлиться так долго, как хотелось бы, и уже 12 апреля картины покинут зал Дома ученых, но пока у любителей живописи есть возможность увидеть действительно необыкновенные картины.
Фото автора и Евгения Маркова
Яна Михалькова