В самом начале обсуждения замдиректора департамента Минкомсвязи Денис Солодовников отметил, что именно сейчас технопарки переходят от этапа строительства к этапу активного зарабатывания денег. Один только новосибирский технопарк за год зарабатывает столько, сколько в него вложено из федерального бюджета. В 2012 году эксперты предрекают Академпарку выручку уже в 14 миллиардов рублей.
Сейчас в России действуют 97 технопарков, 47 индустриальных парков и 119 бизнес-инкубаторов. Тем не менее, до сих пор возникают многочисленные дискуссии о том, каковы критерии понятия «технопарк», принципиально отличающегося от понятия «простых бизнес-инкубаторов, каких в России огромное количество». Основные положения предстоит еще определить, пока же участники круглого стола только предлагают свои варианты. Самые лучшие из критериев войдут в специальный документ - основу для нового федерального закона, регулирующего инновационную деятельность.
«По сути, то, что делает команда наноцентра, должна делать команда каждого технопарка – брать свежие идеи, результаты фундаментальных исследований, помогать проекту запустить процесс коммерциализации, превратить в стартапы либо привести технологию к тому моменту, когда ее можно продать в виде патента или лицензии, – считает Евгений Евдокимов, управляющий директор инфраструктурных проектов РОСНАНО. – Должен быть центр информационного обеспечения, центр коллективного пользования, доступ к специализированному оборудованию, все виды сервисных услуг, консалтинг, маркетинг, реклама, юристы».
«Я бы хотел сделать акцент на тех вещах, которые не так очевидно проговариваются, – продолжает он. – Это коммерциализация на расстоянии вытянутой руки, жесткие, взрослые переговоры с предпринимателями, а также фактор тусовки. Молодой человек – выпускник вуза должен чувствовать себя «круто», находясь здесь. В красивом и интересном месте приятно начинать свой путь в качестве специалиста. Бизнес-модель технопарка – это начало процесса коммерциализации, это та точка, в которой заканчивается фундаментальная наука и начинается история под названием бизнес».
По словам директора ассоциации технопарков в сфере высоких технологий Андрея Шпиленко, технопарком можно назвать проект, в котором учтены все пункты инновационной инфраструктуры: наличие бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, офисных и выставочных помещений, столовой, логистических развязок и транспорта. Другие участники круглого стола отметили и важность обмена информацией между технопарками, бизнес-инкубаторами. На дискуссии также вспомнили анекдот про то, как в 30-е годы один человек построил колхоз без людей, и в этой связи говорили о важности человеческого капитала для инновационной деятельности.
«Начинают строить, закапывают деньги, и только потом думают, что с этим делать, – говорит президент Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» Эдуард Фияксель. – Инновационный лифт – это система, которая позволяет эффективно коммерциализовать идеи, сводит малые предприятия и существующую инновационную инфраструктуру. Для каждой стадии необходимы свои системы поддержки. Стартапер не будет заниматься всем, только своей разработкой, все остальное должна предоставить инфраструктура».
Депутат Госдумы от Новосибирской области Илья Пономарев отметил, что следует поддерживать лишь небольшое количество регионов, только те, что способны к инновационному прорыву. «У технопарков должна быть четкая специализация, должны создаваться условия для прорывных направлений, таких как IT, биомедицина, энергосбережение».
«Вообще технопарк – это инфраструктурный объект или объект инновационной политики государства? То есть, даем мы деньги или нет? – спрашивал депутат. – На государственных деньгах устойчивую модель выстроить невозможно. Технопарк – это прежде всего бизнес-объект, который должен стать самодостаточным».
«Мы пытаемся искать золотую середину, – ответил министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев. – Технопарк – это объект и инфраструктуры, и инновационной политики».
Редакция нового документа еще не является окончательной, и критерии, которые обсудили сегодня на круглом столе, могут войти в основные положения официального документа о технопарках – общественной инициативы первой в мире Ассоциации технопарков.
Фото Екатерины Унгур
Мария Фугенфирова