Любопытно, но первыми свою агитационную кампанию на выборах в Заксобрание начали коммунисты. Они раньше всех провели отчетно-выборную конференцию и определились с кандидатами в депутаты. И пока остальные партии думали о тех, кого делегировать на выборы, коммунисты успели выпустить пару-тройку спецвыпусков газеты «За народную власть». КПРФ, естественно, критиковала «антинародный режим».
Как ни странно, партия власти спешить с ответом не стала. На это было несколько весомых причин. Во-первых, центральное руководство посоветовало изменить списки кандидатов, чтобы одномандатники от партии не фигурировали в партийных списках. На согласование нового списка партии ушло какое-то время, и партконференцию ЕР пришлось перенести на две недели. Во-вторых, на самой партконференции действующего губернатора Виктора Толоконского в роли лидера областного списка ЕР неожиданно заменил его заместитель Василий Юрченко. Прибывший из Москвы Вячеслав Володин объяснил это достаточно просто: мол, мы хотим выбить козыри у оппонентов, которые обвиняют в том, что у «Единой России» в роли паровоза всегда выступает губернатор. Однако через какое-то время Василий Юрченко заменил Виктора Толконского не только в партсписке и на должности губернатора. Так что до сих пор осталось неясным, что имел в виду г-н Володин, рассказывая о выборных инновациях.
К слову, особых инноваций на выборах замечено не было. По сложившейся за последние годы традиции первым делом были отсеяны самовыдвиженцы, за исключением тех, которые по тем или иным причинам были нужны ЕР или же представляли ее. После этого в СМИ началась агитация за кандидатов от партии власти. Для того чтобы не особо нарушать законодательства, рассказывалось о профессиональной деятельности кандидатов или же об их взглядах на те или иные проблемы. Понятно, что кандидаты от других партий такой возможности бесплатно попиариться в региональных СМИ не имели.
Также для обеспечения информационной победы большая часть баннеров (наружной рекламы) была посвящена ЕР и ее кандидатам. Попытки кандидатов от других партий вести кампанию с использованием наружной рекламы ощутимых результатов не принесли: им либо не давали такой возможности, либо баннеры снимались под тем или иным предлогом. Так, баннер Ирины Травиной на улице Ильича провисел менее суток.
Впрочем, одна инновация, точнее нано-избирательная технология была. Вот до сих пор не понимаю, зачем в день выборов понадобилось блокировать мой сотовый, а также все номера сотрудников штаба Травиной, как и ей самой, множеством звонков с номера 73830099091. Этот вопрос я переадресовал, уже после выборов, Андрею А., одному из сотрудников избирательного штаба Н.П. Похиленко. Он пожал плечами и сказал, что он к этому не имеет никакого отношения, но, возможно, это было сделано центральным штабом ЕР. Но в этот аргумент мне верится с трудом, так как подобной атаки нигде кроме Советского района не было зафиксировано.
В сентябре, на втором этапе выборов в Новосибирской области, начали массовым тиражом распространяться газеты, в которых критиковалась КПРФ (к примеру, издания «Комсомольское слово» и «Честное слово»). Коммунисты огрызались через свою партийную прессу.
И неожиданно им в критике ЕР решила помочь партия «Справедливая Россия». Справороссы выпускали два типа газет: преимущественно позитивные (о партии и кандидатах) и с критикой единороссов – с тиражами в несколько сотен тысяч экземпляров. И, кстати, благодаря своей весьма шумной кампании справороссам удалось добиться неплохих результатов. Они набрали больше 16 % голосов избирателей. Что позволило им провести в Заксобрание 6 своих кандидатов, двое из которых – Максим Охалин и Данил Иванов – представляют Советский район. И судя по всему, именно эта агрессивная модель поведения на выборах будет продублирована в декабре 2011 года, когда пройдут выборы в Госдуму. Видимо, на Новосибирской области справороссы поставили некий эксперимент.
Эксперимент поставила и ЛДПР, дважды сменившая свое региональное руководство. В первом случае к браздам правления вернулся Евгений Логинов. И все подумали, что сейчас он начнет обличать местные власти во всех грехах. Но через некоторое время координатором регионального отделения ЛДПР поставили Владимира Овсянникова, и ожидания не оправдались. Свою кампанию партия Владимира Жириновского провела достаточно тихо и спокойно, но при этом они набрали больше 10 % и попали в Заксобрание. Что касается Евгения Логинова, то он стал самовыдвиженцем в 12 избирательном округе и по привычке вел свои выборы очень и очень активно. Но проиграл многоопытному Борису Прилепскому.
Несмотря на все эксперименты, победу, как вы знаете, одержала «Единая Россия», которая победила в большинстве одномандатных округов и выиграла соревнование по партийным спискам. Впрочем, победа получилась не такой, как ее ожидали. В некоторых округах она выглядела просто комичной. Например, в 34 избирательном округе (Октябрьский район) Валерий Ильенко от ЕР выиграл у своего основного конкурента Александра Мухорыцина от КПРФ только на двух участках, где голосовали студенты и солдаты. Но поскольку там он выиграл со значительным отрывом (примерно по тысяче с лишним голосов), мандат депутата достался именно ему, а не Мухорыцину. Про голосование по так называемым открепительным талонам, которых было выдано на сей раз великое множество, даже писать не хочется…
В результате победа получилась пирровой. И на это тут же среагировало руководство «Единой России», которое устами Вячеслава Володина обвинило новосибирских единороссов в том, что те были недостаточно «технологичны и открыты». И как следствие тут же сменилось руководство регионального отделения. Возможно, последуют другие оргвыводы, как, например, выражение недоверия руководителям некоторых районных администраций (Советский район не в счет, у нас в отличие от Заельцовского кандидаты от ЕР победили).
Но я так полагаю, что как раз технологичность, то есть проведение дискуссий с оппонентами, к которым призывал Вячеслав Володин, только бы ухудшила положение.
Все-таки победа лучше поражения.
Даже если победа – пиррова.
Ерлан Байжанов