– Алексей Петрович, почему вы по примеру Ильи Пономарева и Дарьи Макаровой решили баллотироваться на пост мэра Новосибирска? Что вообще вас подвигло на это решение?
– Во-первых, как любой горожанин и гражданин нашей страны, я имею право участвовать в выборах. Во-вторых, если говорить о причинах, то меня не устраивает работа мэрии по многим направлениям, начиная от состояния дорожной инфраструктуры и заканчивая градостроительной политикой. Естественно, надо вести борьбу с коррупцией в муниципалитете. Корень зла многих проблем именно в ней.
Представьте себе корабль или самолет, идущий на автопилоте: на него действуют разнонаправленные силы, ветра или течения, сбивающие его с курса. С помощью датчика обратной связи интегратор, назовем его так, постоянно поправляет заданный курс движения, включает двигатели или рули. Но со временем в нем самом накапливаются ошибки. Для этого специально настроенный генератор с заданным периодом включения обнуляет эти накопившиеся ошибки. Это классическая теория автоматических систем управления. Согласно ей создаются системы, управляющие многими механизмами.
Так и в обществе периодически выбираемые управленцы накапливают различные ошибки в своей работе, назовем их коррупцией, а общество с помощью регулярных выборов обнуляет их. А датчик обратной связи, сообщающий об ошибках – это СМИ. Период, когда уровень ошибок теоретически доходит до критического уровня – пять лет. Так устроены общества во всем цивилизованном мире. Представляете, сколько ошибок за 14 лет накопил действующий мэр? Да и не только мэр. Собственно, из-за этого и развалился Советский Союз.
Обо всех этих проблемах я знаю не из СМИ, а сталкиваюсь на своей практике. В нашу юридическую компанию достаточно часто обращаются жители, которые сталкиваются с произволом властей или коррупцией. Исправлять ошибки исполнительной власти с помощью судебной власти неэффективно, так как она сама нуждается в обновлении управления. По этим причинам я и решил баллотироваться на пост мэра.
– Есть ли у вас необходимый опыт управления муниципалитетом? Ведь это же большой и сложный механизм!
– Управлять муниципальным хозяйством – это как управлять современным автомобилем, напичканным электроникой. Никто же не знает досконально, как он устроен. Достаточно знать правила дорожного движения, а ремонтом занимаются специально обученные люди. Посмотрите, как сейчас многие 19-летние девушки сидят за рулем и легко управляют большими и сложными механизмами! (смеется)
У меня достаточный стаж и опыт управления, есть умение договариваться, а все решения я буду принимать после консультаций с экспертами или проведения местных референдумов.
– Вы уже неоднократно заявляли, что будете самовыдвиженцем, то есть не будете прибегать к помощи какой-либо из существующих партий, число которых перевалило за седьмой десяток.
– Не вижу в этом особого смысла. Если говорить о парламентских партиях, поддержка которых избавляет от необходимости собирать подписи, то ни одна из них меня пока не устраивает. В силу вышеуказанных причин они сами или погрузились в застой, или глубоко поражены коррупцией. Что касается оставшихся за бортом Госдумы, то ещё неизвестно, у кого больше сторонников: у меня или у недавно созданных партий. Мы в равных условиях. Также я бы не хотел попадать в зависимость или быть кому-либо должным, так как отрабатывать, будучи мэром, мне бы не хотелось.
Понятно, что самая большая проблема – это сбор подписей горожан. Если мне не изменяет память, требуется не менее 20 тысяч подписей, которые надо собрать в сжатые сроки. Понятно, что это не то чтобы не просто, а очень сложно. Но тем не менее это можно и нужно сделать. Пусть эта норма местного закона, совершенно драконовская, может помешать мне, но я, как правозащитник, должен соблюдать установленный порядок. Закон есть закон.
Мне кажется, что собрать необходимое количество подписей на выборах мэра все же проще, чем потенциальным кандидатам в губернаторы (выборы пройдут в 2015 году) пройти муниципальный фильтр без помощи властей.
– Многие политики и мои коллеги по журналистскому цеху относятся к вам, так скажем, с иронией. В частности, многих, в том числе и меня, удивили подготовленные вашей компанией иски об оскорблении чувств верующих в отношении уже осужденных участниц панк-группы Pussy Riot.
– Здесь надо четко расставить акценты: у нас страна многонациональная и многоконфессиональная. Вот вы какого вероисповедания придерживаетесь?
– Мою религию сейчас не принято афишировать, я – атеист.
– Понятно, что вам иски об оскорблении чувств верующих кажутся странными. Но ведь в нашей стране много православных, которых выходка панк-группы действительно оскорбила. Эти «артистки» могли выражать свое мнение о президенте или патриархе, но оскорблять миллионы верующих было просто не за что. Православные такие же граждане, как мусульмане, иудеи или буддисты, ну или как вы, и они имеют законное право отстаивать свое достоинство. Кроме того, всему остальному миру было необходимо показать, что не все российские граждане молчаливо согласны с позицией этой панк-группы, что у нас демократия, что мы не дикари и всегда намерены спорить в суде, а не с ножом в подворотне. Кроме того, система услышала нас и отреагировала на наше воздействие, приняв закон об оскорблении чувств верующих. Так что мы полностью выиграли этот процесс. Тем более что мы заранее доподлинно знали о том, каким будет решение суда. Это был иск-протест. А вы ошибаетесь, говоря, что иски были направлены к уже осужденным. Сопоставьте даты.
– Сменим тему, все равно пост мэра подразумевает занятие не вопросами свободы вероисповедания или творчества, а совершенно далекими от этой темы вещами: ЖКХ, дорогами, строительством и т.д. Какие у вас предложения по этой тематике?
– У меня есть конкретное предложение по реализации программы сноса ветхого жилья. С моей точки зрения, необходимо в пригородах Новосибирска построить переселенческий фонд со всей необходимой социальной инфраструктурой: с детским садом, школой, поликлиникой и магазинами. И только после этого приступить к сносу жилья в самом мегаполисе.
На месте ветхого жилья, на месте бараков можно строить многоэтажные дома. Этим мы решим множество проблем: уменьшится плотность застройки, на свободных площадках можно будет разбить скверы, а также провести дополнительные дороги. Это улучшит качество жизни горожан и снимет нагрузку на автомагистралях, т.к. у автомобилистов появится возможность выбора маршрутов. Также нужно сносить отслужившие свое панельные хрущевки. Так жить уже невозможно! Это же просто унизительно! Я предлагаю сносить их минимум по три штуки. На месте двух строить современное многоэтажное жилье, а на месте одной – многоэтажную парковку. Как во всем цивилизованном мире.
– Городские власти такую программу не потянут по ряду причин. Во-первых, бюджет Новосибирска в нынешнем виде не предполагает развития, а во-вторых, пригородные зоны к мегаполису не относятся...
– Понятно, что данную программу можно реализовать только при содействии региональных и федеральных властей. Но решать проблему обязательно надо, так как заканчивается срок эксплуатации хрущевок, а их у нас почти пол-Новосибирска. Не хотел бы я, чтобы они начали рушиться.
Да и вообще нужна четкая градостроительная политика, которая сейчас отсутствует. Разрешения на строительство жилья выдаются без всякого учета возможностей социальной и инженерной инфраструктур микрорайонов. Не учитывается существующий дорожный трафик. В результате мы имеем то, что имеем: новые жилые микрорайоны напоминают негритянские гетто. Серые, тупо-квадратно-гнездовые – когда я смотрю на них, у меня возникает суицидальное настроение…
– Вернемся к политике. Известно, что новосибирские правые готовят так называемый праймериз для того, чтобы выявить единого кандидата от оппозиции на предстоящих выборах мэра. Как вы относитесь к этой идее и будете ли участвовать в праймериз?
– К идее праймериз отношусь хорошо. Правда, неясно, кто ее готовит и каковы будут правила игры. Но в любом случае, с моей точки зрения, в них нужно участвовать всем кандидатам: это хорошая разминка перед предвыборными баталиями.
Но возникает другой вопрос: а все ли кандидаты согласятся в них участвовать? Чутье мне подсказывает, что кандидат от КПРФ под каким-нибудь благовидным предлогом откажется от них. Тем более что сами коммунисты разрабатывают свой праймериз. Так что не исключено, что предвыборы будут не в единичном экземпляре. Как говорится, больше праймериз, хороших и разных.
– Как вы относитесь к Дарье Макаровой и Илье Пономареву, людям, которые заявили о своем желании участвовать в выборах мэра Новосибирска?
– С уважением. Илья Пономарев дважды избирался, пусть по партийным спискам «Справедливой России», в Госдуму. А это значит, что он пользуется популярностью у многих новосибирцев. А Дарью Макарову, думаю, представлять не нужно. Она очень перспективный политик.
Вот что удивительно: мы все тесно связаны с Советским районом. Пономарев много времени проводит в Академпарке, Макарова родилась и живет в Академгородке, а я сам 15 лет жил в «Щ» и до сих пор прописан на ОбьГЭС. Да, чуть не забыл! Обязательно, как стану мэром, добьюсь переименования Советского района в Академический. Видимо, в нашем районе, из-за присутствия Академии наук, у жителей по сравнению с другими районами повышенный уровень чувства несправедливости и острейшее желание перемен.
– Как вы думаете, кто выдвинется от власти?
– Если честно, мне это абсолютно не интересно, потому что тогда ничего не изменится. Но, кто бы ни выдвинулся от партии власти: Городецкий, Ксензов, Соболев или кто-то еще – легкой прогулки на выборах ему лучше не ждать. Даже искусственное занижение явки не поможет: в этом случае победит кандидат Конь (смеется).
В любом случае не власть сама себя выбирает, а мы выбираем власть. И это должны знать все. Или мы пойдем по пути Северной Кореи и азиатских стран с их несменяемыми вождями, и тогда нас ждет судьба Советского Союза, или же мы пойдем по пути демократии. Только я хочу напомнить всем участникам выборного процесса об актуальнейших сейчас словах одного из величайших древнегреческих государственных деятелей Полибия, который ещё за 100 лет до н.э. предупреждал, что «демократия всегда беременна охлократией».
Фото Михаила Федина
Беседовал
Ерлан Байжанов