– На своем опыте скажу, что беда научного сообщества в его абсолютной юридической неграмотности. Вот возьмем для примера письмо сотрудников Института теоретической и прикладной механики в защиту арестованного Анатолия Маслова. В нем они требуют прекращения уголовного преследования.
– А что здесь не так?
– Перед законом все равны, и потому нельзя требовать прекращения уголовного преследования, можно только выступать в качестве поручителей добропорядочного поведения обвиняемого, что позволит судье избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
Во-вторых, в суде при избрании меры пресечения нужно добиваться рассмотрения вопроса о препятствиях для избрания домашнего ареста, а не препятствий по помещению в СИЗО. В СИЗО можно помещать абсолютно всех, а вот препятствий для избрания домашнего ареста всего три.
С моей точки зрения, статью 275 УК РФ «Государственная измена» к научному сообществу применять нельзя.
– А почему нельзя применять? Вы же только что сказали, что перед законом все равны?
Дело вот в чем: в статье 275 УК РФ указывается три формы совершения преступления: шпионаж, выдача сведений, составляющих государственную тайну, и иное содействие иностранной организации в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. При этом в Уголовном кодексе есть статья 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны». По статье 275 человек может получить до 20 лет колонии, по 283-й – до семи лет. Разница, как видите, существенная.
Я уверен, что ученый может случайно разгласить гостайну, но осуществить «выдачу» он не может. Ведь, если человек владеет сведениями, составляющими государственную тайну, и так ненавидит свою страну, что готов нанести ущерб ее безопасности, то что ему мешает спокойно выехать за границу и рассказывать там все, что он знает, тем же самым представителям иностранного государства?
Абсолютно невозможно подозревать ученых в отсутствии такой простой логики, когда они решают куда более сложные задачи в своих исследованиях, да еще и в постоянных поисках источников финансирования для удовлетворения своего любопытства.
По этой причине могу с уверенностью сказать, что приговоры ученым по статье 275 являются несправедливыми, так как они ошибочно квалифицированы.
И вообще, сажать ученых нельзя – в тюрьме они не смогут работать в интересах страны. А какой тогда смысл в «посадках»?
– С вашей точки зрения, что нужно сделать, чтобы ученые не попадали за решетку по статье 275?
– До тех пор, пока Российская академия наук будет находиться в позиции стороннего наблюдателя за уголовными делами по разглашению (выдаче) учеными сведений, составляющих гостайну, конца и края этим скандальным судебным процессам не будет. Спасение ученых от необоснованного уголовного преследования по вопросам гостайны – дело рук самих ученых.
Я уверен, что Комиссия при Президиуме РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований вполне могла бы выступить с инициативой о необходимости привлечения ее членов к проведению научно-технических судебных экспертиз по уголовным делам, связанным с разглашением гостайны. Нельзя защитить науку, оставляя без защиты от необоснованного уголовного преследования самих ученых, которые и добывают своим трудом эти научные знания.
И напоследок еще один совет ученым: если вас задерживают по подозрению в госизмене, звоните не домой, а знакомому адвокату.
Справка
Специалист в области физики космической плазмы Валентин Данилов родился 25 августа 1948 года в Красноярске. Он окончил физический факультет НГУ.
В 2001 году Данилов стал фигурантом уголовного дела по статье 275 УК РФ – его обвиняли в передаче КНР секретов, благодаря которым страна сократила расходы и время для реализации своей космической программы. Физик почти два года отсидел в СИЗО, но 2002 году вышел под подписку о невыезде.
Два суда его оправдали. Но в 2004 году в Красноярске состоялся суд, на котором присяжные единогласно вынесли обвинительный вердикт по всем пунктам обвинения. Этот состав присяжных ЕСПЧ признал зависимым и предвзятым. Данилова в итоге приговорили к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима. В ноябре 2012 года он вышел по УДО.
На данный момент ученый занимается продвижением технологий экологичного теплоснабжения.
В бюллетене «В защиту науки» в 2017 году Валентин Данилов более подробно изложил свою точку зрения про ситуацию с арестами ученых.