У меня всегда возникало ощущение, будто раскрытые древние книги похожи на раненых птиц, которые в руках библиотекаря-врача оживают и вот-вот улетят. Сегодня одна из современных хранителей книжной культуры, главный научный сотрудник Института истории СО РАН Наталья Гурьянова подарила школьникам 8-11 класса из школ №№ 80, 162 и экономического лицея города Новосибирска прекрасную возможность. «Ни с чем не сравнить ощущение, когда ты прикасаешься к древним страницам. У каждой книги судьба столь же удивительная, как у человека, с той лишь разницей, что человек живет сто лет, а книга – тысячу. И у каждой значимой книги практически детективная история», – воодушевляет школьников Наталья Сергеевна.
На экране под успокаивающий голос лектора мелькают изображения Изборника 1073 года, Остромирова Евангелия 1056-1057 годов, Апостол 1564, федоровский знак, картина «Венчание Василия III с Еленой Глинской», деревянные дощечки, берестяные грамоты… Стоп, кажется, именно они – самое сенсационное открытие, во всяком случае для снобов, заявляющих, что место женщины – кухня да огород, и уж никак не письменный стол. В таком случае, как бы тогда средневековые простые девушки переписывались со своими возлюбленными, а замужние не относили бы нерадивым, забывчивым любимым мужьям рубашки, которые те просили принести в берестяных грамотах? Эта информация больше всего понравилась школьникам, и особенно девочкам.
Интересно, зачем же еще школьникам знать о книжной культуре Древней Руси? Об этом мало говорят в школах, да и есть ли в этом необходимость? Вот мне, например, «посчастливилось» сидеть с болтунами, для которых не очень-то важен профиль переводчика с греческого Максима Грека на фоне его размышлений о душеполезной литературе.
«Необходимо заинтересовать будущих исследователей, буквально их вырастить, – отвечает мне Наталья Сергеевна после лекции. – Школа не дает знаний о том огромном национальном богатстве, которым мы обладаем. Очень важно, чтобы школьники понимали ценность этого наследия и включились бы потом в исследования, ведь еще столько неизведанного! Я попыталась показать, что книга была по-настоящему священной на Руси. К ней относились не просто с почтением, она была сакральной. Многие письменные памятники были анонимными. Творец – только передатчик между божественной мудростью и человеческим невежеством. Книга – кладезь этой мудрости, она была гораздо выше, чем человек».
На лекции Наталья Гурьянова проводит параллели между «тогда» и «сегодня»: альтернативой современным граффити достойно выступают знаменитые новгородские граффити – мальчикам было скучно учиться, и они царапали различные надписи на стенах Софийского собора. Это, несмотря на то, что еще в X веке киевский князь Владимир Креститель особым указом запретил вырезать надписи на стенах храмов – похоже, граффитчиков уже довольно давно считают вандалами.
После «Академического часа» все желающие могли своими руками подержать старопечатные книги из музея истории. Новоявленных ценителей древней книжной культуры оказалось немало. А вот прочесть хотя бы строчку – дело совсем не из легких. Каждый подходит и думает, мол, ну я-то сейчас точно прочитаю, русский язык – он и пять веков назад русский. Спотыкаются, смущаются, спрашивают, как читать. Но это целая наука. Даже студенты, которые специализируются на древнерусских текстах, долго этому учатся. Наталья Сергеевна говорит, что «сначала читают – добиваются, чтобы было без запиночки, но еще пока не понимают. Вместе читаем. Процесс-то сложный».
Первая лекция в наступившем году, объявленным в нашей стране Годом истории, посвящена книжной культуре Древней Руси. Это счастье – узнать много нового о старом, прислушаться не только к старинным повествованиям про эфемерную жизнь Максима Грека и книжные традиции старообрядцев, но и полистать старые книги, почерневшие от времени и оживающие в юных руках.
Фото №1 booksite.ru , фото № 2 ЦОС СО РАН, остальные – автора
Мария Фугенфирова