По словам Дмитрия Верховода, сама идея придания Академгородку особого статуса, безусловно, заслуживает поддержки. Особый статус необходим для сохранения уникальной социокультурной среды, сложившейся в Городке, для закрепления научных и инновационных кадров и прежде всего молодёжи, для создания условий, благоприятствующих развитию инновационного предпринимательства.
Однако принятие законопроекта повлечет за собой другие и весьма неприятные для Академгородка последствия. По замыслу Алексея Журавлева и Сергея Жигарева, бюджеты академгородков будут формироваться за счет поступлений НДФЛ, налога на прибыль, земельного, налогов на имущество физических лиц и организаций, транспортного налога, и других налогов, из которых формируются бюджеты области и Новосибирска. То есть создаваемое образование – Академгородок – превратится в своеобразную «черную дыру» в консолидированном бюджете Новосибирской области, сколько ни инвестируйте в развитие, обратно все равно ничего ни получите, считает Дмитрий Верховод.
Это может привести к тому, что областные и муниципальные власти откажутся от выполнения ранее взятых обязательств. В случае принятия закона об академгородках, у правительства области и мэрии города пропадают не только стимулы для дальнейшей поддержки Академгородка, но и возможности, так как средств региональном бюджете на это просто не будет. Кроме того, Дмитрий Верховод напомнил, что существует долгосрочная программа развития ННЦ СО РАН и СО РАМН, реализация которой происходит, в том числе за счет бюджета области и города. В рамках это долгосрочной программы предполагается строительство социальных объектов, например, взрослой поликлиники в Верхней зоне Академгородка. «Естественно, в случае принятия закона Журавлева-Жигарева, финансирование долгосрочной целевой программы из областного бюджета будет просто невозможным», – говорит Дмитрий Верховод.
Также гендиректор Технопарка считает, что законопроект не направлен на развитие науки и наукоемкого бизнеса в академгородках. «В законопроекте нет ни малейшего слова, что налоговые поступления идут на развитие. Я бы назвал этот законопроект именем Полиграфа Шарикова, так как в нем главным является желание “отнять все, да <самим> поделить”. То же желание мы видим, как и в истории с подстанцией Академическая-2, и с землями Барышевского сельсовета. Создается впечатление, что авторов больше волнуют более меркантильные проблемы – освоение бюджета без оглядки и согласований по своим представлениям», – уверен Дмитрий Верховод.
В этом вопросе точку зрения Дмитрия Верховода поддерживает депутат Госдумы Илья Пономарев, который не увидел в законопроекте поддержки науки и наукоемких предприятий. «Похоже авторов законопроекта и тех людей, которые стоят за этим, больше волнуют вопросы собственности и земельных отношений», – говорит депутат Госдумы. Он посоветовал взять за образец закон о Сколково, где четко прописаны все преференции для организаций, занимающихся научной и инновационной деятельностью.
И Верховод, и Пономарев сошлись во мнении, что законопроект носит политический характер и его появление связано с предстоящими выборами в большой Академии наук и ее Сибирском отделении.
Гендиректор Технопарка и депутат Госдумы скептически относятся к перспективам принятия закона об академгородках. По мнению Ильи Пономарева, готового поддержать законопроект в первом чтении, негативную роль сыграет поддержка со стороны коммунистов. «Несмотря на то, что инициаторами проекта являются де-юре представители ЛДПР и «Единой России», де-факто проект был одобрен всей фракцией КПРФ и отчасти «Справедливой России». А между тем, как показывает практика, думское большинство практически всегда отвергает все законопроекты, которые поддержала оппозиция», – напомнил депутат Госдумы.
Дмитрий Верховод считает, что законопроект не будет поддержан, так как он нарушает структуру взаимоотношений бюджетов разных уровней, а также противоречит федеральному закону о местном самоуправлении.
Депутат новосибирского Горсовета Александр Люлько настроен оптимистично. Основная идея Закона лежит на поверхности: нужно юридически узаконить само понятие «академгородок». В настоящее время с юридической точки зрения Академгородка не существует, нет даже его границ. Поэтому и идут постоянные споры научной общественности с мэрией города и областной администрацией. Ученые считают Академгородок территорией науки, образования, внедрения научных достижений. Чиновники – районом города, земли которого можно использовать для общегородских нужд, говорит депутат Горсовета.
Отсутствие юридического статуса для Академгородка Александр Люлько проиллюстрировал таким примером. Гражданин живет в квартире, не имея юридического свидетельства на право собственности. «Его всегда могут попросить выселиться из этой квартиры или подселят квартирантов, а то и заберут из квартиры понравившийся ваш холодильник или телевизор, а уж про ремонт квартиры и говорить не приходится», – поясняет он.
По словам Александра Люлько, перспективы для развития Академгородка огромные. Не случайно в Академгородке в последнее время побывали вице-премьер Дмитрий Рогозин, дважды президент Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев, совсем недавно находился Комитет Госдумы по обороне. Новосибирский Академгородок становится главным центром оборонной науки страны. В случае реализации федеральных программ, касающихся Новосибирского научного центра, Академгородок ждет увеличение по количеству научных сотрудников в 2 раза. Но все это возможно будет реализовать только при условии придания Академгородку юридического статуса.
В пояснительной записке к законопроекту показано, что в случае его принятия бюджетная обеспеченность Академгородка увеличится примерно в 4 раза.
«Для скептиков хочу привести данные по Кольцово. До предоставления ему статуса наукограда бюджет Кольцово в 2003 г. равнялся 103 миллионов рублей, в 2012 г. – 438 миллионов рублей. Прогресс налицо. Думаю, что у Академгородка будет не хуже, чем в Кольцово», – уверен депутат Горсовета Александр Люлько.
Фото из открытых источников
Ерлан Байжанов