Девушек в итоге приговорили к двум годам колонии общего режима. В нашем городе пикет в поддержку Pussy Riot прошел скромно, но с вызовом и горьким юмором – у цирка. Около сорока человек собралось на площадке, чтобы осмеять «самый гуманный суд в мире». По мнению местных организаторов Стаса Захаркина и Алексея Голубкова, цирк – это идейное олицетворение российского суда: «Наша цель – призвать российскую судебную систему к искренности и честности. Сколько уже можно втискивать в идею цирка имитацию какого-то процесса судопроизводства? Мы призываем к искренности!». Противостояние было, однако, санкционировано с мэрией, поэтому никаких неприятных инцидентов и драк не случилось. Не пришли и православные из ближайшей к цирку церкви Александра Невского. Видимо, уже привыкли соседствовать с «бесовским» зданием денно и нощно.
А вот в Ростове-на-Дону собравшиеся у Донской публичной библиотеки несколько десятков человек действительно рисковали здоровьем. Как пишет krestianin.ru, на пикет также явилась группа накачанных молодых мужчин в черных майках с крестами на шее, которые ещё до начала акции избили трёх сторонников Pussy Riot: «Люди в чёрных майках с надписями «Богатырь», «Дмитрий Донской» были настроены агрессивно. Они без тени смущения применяли физическую силу против пикетчиков: внезапно били по ногам со словами “Ой, споткнулся”… Полиция вмешивалась только в экстренных случаях, когда дело доходило до физического насилия. В остальных ситуациях, при нецензурной брани и угрозах в адрес участников пикета, советовала писать заявления. Тем не менее, защитники Pussy Riot исполнили “панк-молебен”».
В Тюмени железными аргументами, которым сторонники панк-группы не должны были противиться, стали «старые грехи» Pussy Riot. Под тегами «пикет, РПЦ, хулиганство, суд, наказание», видимо теперь надолго взаимосвязанными, портал 72.ru сообщил о противостоянии на площади с символичным названием – Борцов революции, где собрались сторонники девушек, исполнивших панк-молебен в храме Христа Спасителя, представители православной общественности, для которых поддержка Pussy Riot немыслима, и простые наблюдатели.
В Москве, помимо массового скопления у Хамовнического суда, прошли серии одиночных пикетов. Акции «в одного» стали довольно популярным явлением в России в связи с делом панк-группы. Может, потому, что одиночные пикеты не нужно санкционировать, а может, теперь для каждого из сторонников судейской справедливости и противостояния вопиющему произволу имеет смысл самостоятельно заявлять о своей гражданской позиции. Другое дело, что желающих выступить в защиту арестованных девушек оказывается так много, что «одиночных» 15-минутных пикетов на тротуаре перед длинной изгородью легендарного дома на Петровку уже к полудню было восемь – и так не только в столице, по сообщению inosmi.ru. Даже в Новосибирске в разных частях города время от времени появлялись мужчины с плакатами с понятным теперь всем содержанием («Богородица, Путина прогони»).
Конечно, не стоило ожидать, что воинствующие сторонники РПЦ оставят все площадки ненавистным защитникам Pussy Riot. Так, например, в день оглашения приговора Pussy Riot ЛДПР провела пикет в защиту церкви – недалеко от того же Хамсуда, сообщает interfax.ru. «Руки прочь от РПЦ», «Остановить нападки на РПЦ» и «ЛДПР – за РПЦ», – вещали лозунги.
Не менее строго настроены и авторы текстов на сайте religion.ng.ru, пишущие, что в день пикетов «православные активисты кропят участниц пикета в защиту Pussy Riot святой водой, изгоняя из них бесов». «Вряд ли можно ожидать, что власти на примере этих девушек не захотят преподать урок всем желающим использовать в своих интересах столь чувствительную область общественной жизни, как религия», – резюмирует автор статьи.
Сказать, что протестные акции ничего не изменили – нельзя, ведь это сотни капель в бушующее море возмущенных со всех российских и не только городов. Другое дело, что реакция общественности на решение суда по делу Pussy Riot может повлечь за собой появление закона, ограничивающего «непрофессиональную» критику судей, как пишет rbcdaily.ru. Думается, пока рано говорить об этом – как бы не схлынули акции протеста, как митинги против фальсификации выборов спустя несколько месяцев после «красного» декабря, не испугались бы новых ужесточений правил о проведении акций протеста. И не забыли бы, что у нас в России судят за то, что (цитата из приговора) «участницы панк-группы после появления в храме Христа Спасителя сбросили с себя верхнюю одежду и остались в одежде, имеющей яркую разноцветную окраску и открывающую различные части тела: руки и плечи. При этом на свои лица они надели защитные маски вызывающе яркой окраски, то есть имели на себе предметы одежды, непристойной с точки зрения церковных канонов для данного места».
Фото Сиб.фм, krestianin.ru,НГС, 72.ru, яблоко.ру, ИТАР-ТАСС
Мария Фугенфирова