Свести сокращение к минимуму
Первым выступал председатель объединенного комитета профсоюза Новосибирского научного центра к.т.н. Анатолий Попков. В своем выступлении Анатолий Николаевич рассказал о проделанной работе с 2002 по 2007 годы, охарактеризовав отчетный период как один из самых трудных в истории профсоюзного движения РАН. И тут докладчик, неожиданно для меня, процитировал интервью с академиком Вячеславом Молодиным: "Все годы были одинаково нелегкие. У меня от этих лет − впечатление постоянной борьбы за науку в России, за ее статус. За ее перспективное процветание, если хотите. Скучать нам не давали. Шли постоянные попытки реформировать науку, предпринимались неуклюжие попытки перенять западную модель организации науки и так далее. Ведь неслучайно во время январской встречи с министром образования и науки Андреем Фурсенко председатель СО РАН Николай Добрецов воскликнул: "Дайте хотя бы десять лет спокойно поработать!"" Никогда бы не подумал, что мои опусы будут использоваться в выступлениях профсоюзных лидеров!
Впрочем, это было лирическое отступление. Вернемся к докладу. На одном из этапов отчетного периода академические профсоюзы бились против КОБРы. КОБРа – это аббревиатура правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов. Злокозненная КОБРа в целях повышения эффективности использования бюджетных средств предлагала, к примеру, сократить численность работников РАН на 50 процентов, а также изъять неэффективно используемую собственность Академии наук.
Помимо этой КОБРы неприятности Академии наук доставлял с 2004 года министр образования и науки Андрей Фурсенко. Хотя поначалу, как признался Анатолий Николаевич, академическое сообщество обрадовалось новому министру, который был выходцем из того же академического сообщества. Но затем выяснилось, что чиновничья карьера сильно изменила ученого Андрея Фурсенко. Так, в недрах его ведомства родилась Концепция участия РФ в управлении государственными учреждениями, осуществляющими деятельность в научной сфере. В битве с этой концепцией пришлось пожертвовать (конечно, в переносном смысле) академиком Геннадием Месяцем, который подверг обструкции этот замысел минобрнауки. Например, одним из мягких высказываний Геннадия Месяца в 2004 году было такое: "все, что происходит в нашей науке за последние два года, – это ее удушение". Вскоре академик Месяц перестал контролировать финансы РАН. Но его труд и деятельность профсоюзов (без ёрничества) принесли свои плоды – была создана межведомственная комиссия РАН с участием минобрнауки и профсоюзов, и вскоре Концепцию изменили.
На сегодняшний день главной задачей профсоюзов Анатолий Николаевич считает борьбу за права работников СО РАН на втором этапе внедрения реформ в науке. Второй этап должен начаться летом. В первую очередь необходимо отстоять численность работников (то есть свести к минимуму сокращения), а также добиться увеличения отраслевой пенсии. Ориентиром в этом вопросе является дружественная (или уже нет?) Украина, в которой (а не на которой – ведь украинцы не любят, когда говорят "на Украине") пенсионеры от науки получают 70 процентов от заработной платы. Анатолий Попков считает, что на начальном этапе было бы неплохо достичь 40-процентной отметки, чтобы ученые могли более-менее спокойно уходить на пенсию. Кроме того, одной из новых напастей Анатолий Николаевич считает Федеральный закон об автономных учреждениях. По мнению лидера профсоюза, этот закон может дать толчок "скрытой приватизации" академического имущества.
Очень осторожно Анатолий Попков покритиковал деятельность одной инициативной группы, благодаря которой будет сокращено жилищное строительство в рамках проекта АЖС-1. С точки зрения Анатолия Николаевича, сокращение жилищного строительства отрицательно скажется на обеспечении жильем молодых ученых, в том числе и через "жилищные цепочки". Это повергло меня в изумление. Я наивно полагал, что профсоюзы на стороне этой части общественности, тем более некоторые члены инициативной группы были в составе делегатов конференции. Но это оказалось не совсем верно.
Впрочем, жилищный вопрос за долгие годы испортил не только москвичей, но и сибиряков. По этой причине тема жилищного строительства переходила от одного докладчика к другому. Как эстафетная палочка.
Сначала инфраструктура, а офисы потом/>
Далее слово предоставили председателю исполкома ОКП ННЦ СО РАН Евгению Ковалеву. Если Анатолий Николаевич был очень сдержан в оценках, то Евгений Алексеевич не стеснялся говорить резко. К примеру, нынешнее государство было названо олигархическим. Досталось и Президиуму СО РАН. Признав, что за пятьдесят лет система инженерных коммуникаций в Академгородке пришла в упадок, Евгений Ковалев сообщил, что большие надежды возлагались на технопарк. То есть, инвесторы технопарка сначала должны отстроить заново все инженерные коммуникации в Верхней зоне Академгородка, а потом возводить офисы. А теперь, по мнению Евгения Алексеевича, все будет наоборот. Да и строить на "поле чудес" тоже не верно, так как там, на этом участке, отведенном под технопарк, около 300 сотрудников Сибирского отделения имеют дачные участки. Выяснилось, что идея строительства торгово-развлекательного комплекса, пусть даже не в Верхней зоне, тоже ошибочна. Евгений Ковалев предположил, что там "будем смотреть стриптиз". В этот момент я было оживился, но позже понял, что "стриптиз" не более чем фигура речи…
Далее речь пошла о прагматичных вещах, но не менее интересных, чем стриптиз. Рассказывая об идее социального партнерства, Евгений Алексеевич сообщил, что наиболее полный социальный пакет предложен Институтом ядерной физики СО РАН. Сотрудники этого института, например, могут получить бесплатное медицинское обслуживание и на льготных условиях протезировать зубы. Если вспомнить в какую сумму "влетает" поход к дантисту, то можно только искренне порадоваться за физиков-ядерщиков. В Институте катализа много внимания уделяют поддержанию заработных плат на достойном уровне, кроме того, существуют дополнительные выплаты при болезни сотрудников. В Институте горного дела сотрудникам профсоюзного комитета дают дополнительные дни к отпуску (от 6 до 12 дней). "Чтобы мы им не слишком надоедали" – это реплика-комментарий одного из делегатов конференции, сидевшего неподалеку.
В выступлении Ковалева была представлена интересная статистика. Так, с 2002 года средняя заработная плата ученых (именно ученых, а не инженеров и другого "вспомогательного" персонала) выросла с 4 828 до 12 416 рублей в 2006 году. Впрочем, произошло расслоение в академической среде, так как есть сотрудники, получающие заработную плату ниже прожиточного минимума. Любопытно, но средняя зарплата членов профсоюза ниже, чем у среднего ученого. Видать, "богатым" ученым профсоюз не нужен. А богатый, по мнению Евгения Алексеевича, тот, кто не знает, сколько у него в кармане денег.
В своем выступлении Евгений Ковалев поблагодарил управляющего делами Дмитрия Верховода за помощь в капитальном ремонте библиотеки и озаботился судьбой профсоюза в госпредприятии "ЖКХ ННЦ СО РАН".
В завершении он привел еще немного статистики: в профсоюзе состоят около 75 процентов от общего количества сотрудников СО РАН и примерно 40 процентов студентов НГУ.
Академгородок будет не только строиться, но и надстраиваться/>
Эти 75 и 40 процентов назвал боевым отрядом всего российского академического профсоюза его лидер Вячеслав Вдовин. Хотя в Москве численность членов профсоюза больше, но они менее активны. "Мы на вас очень рассчитываем", – признался Вячеслав Федорович.
Вячеслав Вдовин начал свое выступление с двух оптимистических выводов. Во-первых, средняя зарплата в академической сфере выросла с 10 американских долларов в 1992 году до 200 в 2006 году. А во-вторых, за 2 тысячи с лишним лет еще не сбылся ни один апокалипсический прогноз.
Большую часть своего выступления он посвятил реформе РАН, вернее, второму этапу пилотного проекта. Именно на втором этапе российскую науку помимо пряника (повышения зарплат) ждет и кнут – в виде сокращения количества сотрудников на 20 процентов. Впрочем, сокращения можно избежать, считает Вячеслав Вдовин, так как в новой редакции федерального закона напрямую не говорится о необходимости такой меры. Но Президиум РАН, видимо, хранит верность соглашению. И завтра на заседании Президиума РАН могут принять решение об этом. В этом случае профсоюз организует акции протеста, сообщил Вячеслав Федорович.
Комментируя грядущее повышение зарплат, Вячеслав Вдовин высказал мнение, что оно лишь дает возможность ученым более-менее существовать. В качестве иллюстрации к своим словам он продемонстрировал фотографию, сделанную им мобильным телефоном в московском метро. На ней машинистам московского метро гарантировалась заработная плата в 33 100 рублей, а помощникам машиниста – 18 200 рублей.
Как и предыдущие выступающие, Вячеслав Федорович коснулся темы жилья для молодых ученых. Одним из способов решения он видит участие СО РАН в программе строительства кампусов. Кроме того, он сообщил, что министерством экономического развития и торговли РФ молодым ученым РАН будут выделяться жилищные сертификаты.
Тему жилищных сертификатов не обошел в своем выступлении и главный ученый секретарь СО РАН академик Василий Фомин. Части молодых ученых (кандидаты наук в возрасте до 35 лет и доктора наук в возрасте до 45 лет) будут выделены жилищные сертификаты. Всего для Сибирского отделения РАН предусмотрено примерно 33 сертификата (вернее 33 млн рублей), а остро нуждаются в жилье 98 докторов наук и 1002 кандидата. Конкурс на сертификаты вы, дорогие читатели, сможете подсчитать сами. Радует только одно, что сертификаты будут выделяться три года подряд.
Одна из делегаток задала вопрос, а не было бы более целесообразно в рамках проекта АЖС-1 строить не жилье на продажу, а общежития для молодых ученых. Василий Михайлович ответил, что общежития будут строиться и надстраиваться. В частности, два подъезда в доме на Пирогова будут общежитиями для институтов, а ныне существующие общежития СО РАН (не путать со студенческими) будут надстраиваться. Одной из проблем общежитий он назвал значительное количество прописанных там так называемых "мертвых душ". То есть сотрудников, которые не живут, а занимают жилье. И призвал профсоюз помочь с их выселением из общежитий.
Что касается нового Устава, то через неделю на общем собрании Сибирского отделения он будет рассмотрен, и, учитывая, что один из вариантов Устава предполагает введение жесткого возрастного ценза, Василий Михайлович сообщил, что состав Президиума СО РАН может сильно обновиться. И это академик Василий Фомин сказал с улыбкой. Со светлой улыбкой, а не печальной или саркастической.
Единица – вздор,
единица – ноль…
/>/>Так писал великий пролетарский поэт Владимир Маяковский. Правда, в этой поэме речь шла не о роли профсоюзов, а о Владимире Ильиче Ленине.
В советские времена, как я помню, профсоюз в основном занимался распределением путевок в санатории и дома отдыха, а также защищал ленивых и проштрафившихся работников от гнева администрации. Сегодня у профсоюза новые задачи, и будем надеяться, что профсоюз ННЦ СО РАН с ними справится.
Ерлан Байжанов