Велика наша страна, и потому география протестов в субботу поразила всех. От Владивостока до Калининграда народ выходил на улицы и площади, чтобы выразить свой протест против итогов выборов в Госдуму шестого созыва. По некоторым оценкам, на уличные акции вышло не меньше 150 тысяч человек.
Конечно, большая часть этой цифры формируется за счет людей, вышедших на Болотную площадь в Москве. Но с другой стороны, и в других городах акции были массовыми. К примеру, в соседнем Барнауле, по данным агентства Банкфакс, «порядка двух тысяч жителей краевого центра выразили свое возмущение массовыми фальсификациями со стороны власти и партии "Единая Россия" и потребовали отмены итогов выборов 4 декабря в Госдуму и краевое Заксобрание». Отмечу, что Новосибирск подтвердил свой статус третьей столицы России, на этот раз по количеству протестующих (от 3 до 4,5 тысяч человек), уступив Москве и Санкт-Петербургу.
Что я хотел бы выделить в протестной субботе?
Во-первых, отмечу абсолютную лояльность правоохранительных органов. За исключением Казани и Хабаровска, в остальных городах не было массовых задержаний.
В Новосибирске некоторые опасались каких-нибудь провокаций со стороны молодежных организаций типа «Молодой Гвардии», «Наши» и «Стали», которые в сети обещались прийти к ГПНТБ и разогнать «цветную революцию». Но то ли им не было дано соответствующей отмашки, то ли, посмотрев на количество протестующих, они поняли, чем чревато их появление на площади. В общем, все прошло тихо (я не про скандирование) и мирно. Не было никаких претензий к тому, что заявленный пикет превратился в многотысячный митинг. Полицейские и митингующие были взаимовежливы и предельно корректны. У меня иной раз создавалось впечатление, что полицейским самим хочется что-нибудь проскандировать.
Это говорит о том, что власти поняли, что надо менять тактику, что разгоны акций только увеличат количество недовольных.
Во-вторых, «улица» помолодела. Как я уже писал, большая часть митингующих в Новосибирске была молодежью. К слову, именно молодые люди и стали организаторами пикета-митинга, а не компартия, как поспешили заявить некоторые СМИ. Коммунисты только присоединились к акции. Между прочим, такая же картина в других городах. Тот же Банкфакс пишет, что «большую часть участников составили представители молодежи – студенты и молодые специалисты».
В третьих, в акциях приняли участие люди, не отличавшиеся активной жизненной позицией. Допустим, на улицы вышел так называемый средний класс. Раньше он напоминал персонажа любимого мною Салтыкова-Щедрина, который рассуждал: «Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать. Ободрать бы сначала, мелькнуло у меня в голове, ободрать, да и в сторону... А потом, зарекомендовав себя благонамеренным, можно и о конституциях на досуге помечтать».
Так вот, после выборов эти люди, видимо, поняли, что севрюжину с хреном можно отложить на потом, а пока лучше задуматься о будущем страны. То есть о своем будущем.
Нужны новые лидеры
Возвращаясь к выборам, скажу, что они показали полный крах политтехнологий нулевых. В нулевые годы профессия политтехнолога, собственно говоря, умерла. В те годы штабы кандидатов или партий, в том числе оппозиционных, преимущественно согласовывали свои действия с местными властями, затем строили свою работу в пределах договоренностей. В ряде случаев оппозиция шла навстречу властям, к примеру, не выставляя кандидатов или выдвигая заведомо непроходных в проблемные для «ЕР» округа (вспомните округ 35 на выборах в Горсовет). В понедельник, 5 декабря, я беседовал с некоторыми политтехнологами, которых не пригласили для работы в штаб «ЕР». И все они в один голос говорили, мол, если бы наняли нас, то тогда результат был бы выше. С чего бы? Их методы ничем не отличаются от методов работавших – то есть ставка делалась бы на административный ресурс и на телевизор.
Главная проблема субботних протестов не в том, как они отразятся на выборах президента. Они никак не отразятся. Я уверен, что Владимир Путин победит. Почему? Потому, что официальная оппозиция выставила или выставит проверенных кандидатов: Сергея Миронова, Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского и, скорее всего, Андрея Богданова – людей, не раз проигрывавших президентские гонки.
Главная проблема в том, что новое поколение протестующих, выросших за последние 20 лет, нуждается в новых лидерах. Они не будут вечно голосовать в знак протеста за существующие партии или существующий набор политиков (в том числе Немцова, Лимонова или Касьянова с Рыжковым). Молодежи нужны новые лидеры с новыми идеями, причем не с революционной риторикой, а с адекватной программой действий. А таких нема, то есть я что-то не вижу. Чур, не предлагать Навального. У меня что-то идиосинкразия на юристов-политиков развилась за последние годы.
Так вот, если новые лидеры не появятся, неважно с какой стороны – со стороны власти или оппозиции – то тогда «улица» снова разочаруется в политике.
И как раз это и чревато печальными последствиями.
Но я остаюсь оптимистом и верю, что всё без потрясений изменится к лучшему.
Фото М. Сорокиной
Ерлан Байжанов