С чего все началось?
В июне 2017 года территориальное управление Росимущества объявило аукционы на продажу находившихся в федеральной собственности пустыря (пересечении улиц Российской, Демакова и Полевой) и бывшего рынка Нижней зоны Академгородка, находящегося по соседству (пересечение Российской, Арбузова и Полевой).
Обе территории площадью примерно по 2,5 гектара были зонированы в ОД-1 (общественно-деловая застройка), что позволяло строить дома до 25 этажей. Но торги по рынку ведомство вскоре отменило, а вот по пустырю оставило.
Узнав об этих торгах, я выступил организатором митинга, который состоялся 17 июля 2017 года (мою заявку мэрия одобрила со второй попытки) с участием примерно 300-400 человек. Единогласно была принята предложенная мною резолюция, в которой содержались следующие пункты: отменить аукцион, участок пустыря (2,5 гектара) передать муниципалитету, перезонировав его из ОД-1 в Р-2 (зона озеленения), и обустроить там сквер. И Росимущество отменило торги, а осенью территории стали муниципальными и были перезонированы (пустырь в Р-2, рынок в ОД-4).
Как сквер стал разменной монетой политиков?
В 2018 году благоустройство пустыря в сквер было включено в Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда». Сроки реализации должны были определиться через рейтинговое голосование.
В Советском районе собирались в бюллетени также включить парк на ОбьГЭСе, но затем сняли с голосования. Обиженные жители ОбьГЭСа, по сути, проигнорировали «референдум», и в очередности финансирования сквер в Щ набрал немного голосов, занял в городе девятое место из 10, и деньги на сквер были обещаны на 2022 год.
Порядок получения денег был такой: средства на следующий объект выделяются по мере выполнения предыдущих. С учетом того, что к 2021 году в Новосибирске закончили три объекта, финансирование сквера в Щ можно ожидать в лучшем случае в районе 2025 года. Но ирония судьбы в том, что федеральная программа прекратилась в 2022.
В том же 2018 году выяснилось, что депутата горсовета Наталью Пинус не устраивает строительство на месте рынка торгового центра. И в ноябре на комиссию по муниципальному имуществу, на которой продажу рынка собирались внести в план приватизации, она пришла с письмом от председателя СО РАН Валентина Пармона. Академик сообщил, что в рамках программы «Академгородок 2.0» планируется построить там детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва.
Пинус ратовала за ДЮСШ еще полгода. Но в 2019 в Новосибирске были выборы мэра, в которых она приняла участие. Тут она стала выступать за создание большого сквера, который бы объединил и рынок, и пустырь. Правда, эта идея была не Пинус, а общественника Виталия Бертякова.
Летом 2019 года она и еще несколько кандидатов в мэры провели митинг за большой сквер. Сергей Бойко, занявший в итоге второе место, сказал, что мэрия уже продала бывший рынок. Заявление не соответствовало истине, но вызвало массу эмоций. Свою речь Бойко произносил на фоне плаката «Хватит врать!».
В 2020 году состоялись выборы депутатов горсовета. И тему большого сквера вместе с Пинус поддержал Виктор Стрельников, на округе которого оказался пустырь. Интересно, что в первоначальной нарезке пустырь был на округе Пинус, и потому Стрельников не особо интересовался этой проблемой. Идею «большого» сквера он поддержал после утверждения существующих границ.
В принципе, объяснимый поступок: идея увеличить размер зеленой зоны не может не нравиться людям, а кроме того, инициативная группа – это же тоже избиратели, а во время выборов каждый голос на счету.
В общем, шума депутаты Стрельников и Пинус подняли много, но с финансированием большого сквера ясности от их выступлений не было.
Что предлагала мэрия и что из этого вышло?
Мэрия выход из ситуации нашла предсказуемый, продав в январе 2021 года через принадлежащее муниципалитету АО «Новосибирское агентство инновационного развития» территорию рынка. Покупателем стало ООО «Городок», цена составила 154,2 миллиона рублей. Из них планировалось выделить 125 миллионов на обустройство сквера на месте пустыря, а остальное – на другие объекты Щ и на реконструкцию ДК «Академия».
А уже в марте 2021 года мэрия Новосибирска заявила о своей готовности благоустроить сквер на Демакова площадью 2,5 гектара за лето. Но против этого решения властей выступили местные общественники, и упомянутые депутаты. В результате прокуратура опротестовала продажу, и летом 2022 года арбитражный суд Новосибирской области аннулировал сделку.
Волан-де-Морт как вероятный спонсор сквера
В итоге в июле 2022 года все вернулось на круги своя: пустырь и бывший рынок живут своей неухоженной и дикой жизнью, денег на обустройство сквера – хоть большого, хоть маленького – нет и не предвидится. Депутаты про сквер стараются не упоминать. Но к 2024 и 2025 годам, когда состоятся выборы мэра и горсовета, сквер предсказуемо зазвучит в их предвыборной риторике. Только от этого не будет толка.
Почему? Потому что нет ответа на главный вопрос – откуда взять деньги? Конечно, территорию рынка можно выставить на торги и выручить средства. Но тогда не будет большого сквера, за который так ратовали Пинус и Стрельников.
Есть ещё вариант с Волан-де-Мортом. Так я окрестил безымянного спонсора, о котором много говорила в 2019-2020 года Наталья Пинус. По ее словам, есть некий бизнесмен с большим мешком денег, которые он не знает, куда девать. Естественно, он хочет просто так дать их на сквер. Но его имя, подобно Волан-де-Морту, нельзя произносить. Если Волан-де-Морт при этом неожиданно появлялся и начинал творить гадости, то бизнесмен при публичном упоминании его имени появится и тут же растворится в воздухе, как утренняя дымка.
Что делать?
Наверное, надо мэрии и депутатам зафиксировать ситуацию – то есть признать в ближайшей и долгосрочной перспективе отсутствие бюджетных денег на обустройство сквера, и вынести на обсуждение жителей Щ вариант с продажей территории рынка. Как вариант, можно предложить строительство подземного ТЦ, при котором на поверхности бывшего рынка Щ будет за счет геопластики создано пространство для отдыха. Понятно, что это будет дороже, но это вариант примирения сторон.
Мэрия на такой вариант может пойти, а вот депутаты – нет. Им переизбраться надо в 2025 году. По этой причине ничего не произойдет, тему со сквером Щ можно закрывать.
Есть еще вариант со сквером Чербусы, то есть прогулочной зоной на месте бывшей железной дороги. Но это уже совсем другая история…