Год назад хирурги клиники прооперировали аневризму аорты пациентке из Барнаула. Процедура для врачей рядовая, необычен возраст пациентки – 82 года, и причина, из-за которой истончились стенки кровеносного сосуда – врожденный порок сердца. Из-за возраста и неисправленного вовремя дефекта никто, кроме новосибирских специалистов, не решился на операцию. Но обследование в клинике Мешалкина показало, что состояние здоровья женщины вполне позволяло провести сложное вмешательство: протезирование аортального клапана и всей дуги аорты с реимплантацией в протез брахиоцефальных артерий. Новый год женщина встречала уже дома, в Барнауле, с новой аортой.
46-летнего пациента в феврале доставили в клинику из небольшого рыбацкого поселка в Камчатском крае. Мужчину готовили к операции на сердце, но обследование показало, что это не единственная его проблема: в его мозгу, в левой лобной доле, все это время росла опухоль. Удаление новообразования могло повредить речевой центр мозга, который расположен поблизости, и мужчина мог навсегда разучиться говорить. Чтобы избежать этого осложнения, пришлось разбудить пациента прямо во время операции на мозге: пока врачи работали, мужчина рассказывал им о красотах Камчатки.
В марте в клинике оказался 66-летний новосибирец. Он был уже «опытным» пациентом: ранее перенес эндоваскулярное протезирование сонной, подвздошной артерий и коронарных сосудов. На этот раз проблемы возникли в подвздошно-бедренном сегменте аорты, из-за чего нарушилось кровообращение в ноге. Речь шла даже об ампутации, но в клинике Мешалкина решили попытаться сохранить конечность. Открытая операция сложная, ее тяжело переносят даже молодые пациенты. Чтобы спасти сибиряка, решили провести эндоскопическую операцию (прямо внутри сосуда), которую доверили роботу-хирургу. Под управлением опытного врача реконструкцию подвздошно-бедренного сегмента аорты провел роботохирургический комплекс Da Vinci.
А вот у 22-летнего жителя Владивостока, который попал в клинику в начале лета, кровеносные сосуды оказались здоровыми, вот только их расположение было аномальным: правая подключичная артерия плотным кольцом охватила пищевод и трахею. В детстве эта патология никак себя не проявляет, но к подростковому возрасту, когда давление в сосудах возрастает, кольцо начинает сжиматься. Юноша практически не мог пользоваться собственным пищеводом – в его рационе были одни перетертые супы. Ирония в том, что он выбрал профессию повара, но не мог даже попробовать приготовленные блюда. К тому моменту, когда он попал на операционный стол в Новосибирске, молодой человек сильно исхудал, но уже на следующее утро после операции смог нормально позавтракать.
В декабре в клинике Мешалкина пересадили сердце юной девушке, свое 18-летние она встретила в палате реанимации. Это всего лишь вторая пересадка сердца подростку в истории клиники, но уникальность вмешательства не в этом: дожидаясь донорского органа девушка почти два года прожила с искусственным, механическим сердцем. Все это время она ни на секунду не разлучалась с двухкилограммовым прибором, который носила в сумке на плече. Чтобы быть поближе к клинике, девушка с родителями переехала из Приморского края в Бердск, где поступила в колледж, нашла друзей, обзавелась хобби, словом, вела почти нормальную жизнь. Теперь ее жизнь будет не почти, а просто нормальной: вот такое обыкновенное чудо.