О том, что пруд возник из-за строителей, знали многие. По крайней мере, когда автор этих строк в студенческие годы прогуливался по этой части Академгородка, никакого пруда или заводи здесь не было. Как и не было поблизости многоэтажных домов №33 и 35 по улице Золотодолинской. Именно при строительстве этих домов в нулевые годы ливневую канализацию сделали так, что она сбрасывала воду не в канализационный коллектор, а в низину на стыке улиц Мальцева и Золотодолинской.
В результате к десятым годам ХХI века в низине стала скапливаться дождевая и талая вода, местность заболотилась, и так возник пруд, который позже приметили и облюбовали утки. В общем, утиный пруд возник благодаря строителям, которые вчера отмечали свой праздник, и муниципалитету, который выдал разрешение на строительство указанных домов и принял дома в эксплуатацию.
В этом году дождей в Новосибирской области было мало, региональные власти даже объявляли ЧС в связи с засухой, которая губила посевы аграриев. Немудрено, что пруд стал мелеть, и это заметили посетители, которые начали бить тревогу. Правда, они полагали, что проблема с подземными источниками.
Но, как выяснилось из отчета ООО «Алсион Технологии», на который ссылается депутат горсовета Наталья Пинус, пруд мелеет «в связи с нарушением водоупорного слоя дорожной насыпи ул. Мальцева в нижней части водоема. Об этом свидетельствуют ряд признаков, в том числе просадка грунта в непосредственной близости с дорожным полотном», – пишет в соцсетях депутат, которая у местных жителей ассоциируется с утиным прудом и арт-скамейками (см. фото внизу).
То есть, из отчета компании (в том виде, в котором его цитирует депутат) следует, что из-за утиного пруда рушится автомобильная дорога на улице Мальцева. Ирония в том, что напротив пруда находится самый знаменитый коттедж – в нем пока проживает бывший председатель СО РАН академик Александр Асеев. Знаменит коттедж тем, что его построили под видом реконструкции за 45 миллионов бюджетных рублей, а затем уютный домик и гараж на 600 квадратных метров приватизировала дочь академика, много лет проживающая в Европе. Советский районный суд такую приватизацию не одобрил и постановил вернуть коттедж государству.
Если дорога обрушится, то это снизит стоимость соседних правильно приватизированных коттеджей. Правда, стоимость снизится на копейки.
Для спасения пруда необходимо предпринять экстренные меры. Например, привести в порядок ливневую канализацию и гидроизоляцию под дорогой. Но на это требуются значительные средства, которых у муниципалитета, в собственности которого находится улично-дорожная сеть, нет.
Нет у утиного пруда и главного спонсора, коим некогда были компания «Холидей» и ее учредитель Николай Скороходов (кстати, дом №35 на улице Золотодолинской имеет некоторое отношение к компании). Но сейчас они находятся в стадии банкротства.
И еще: сам утиный пруд находитсярасположен на федеральной территории, которая находится в оперативном управлении Сибирского отделения РАН. Муниципалитет не имеет права тратить средства на приведение в порядок этой территории, ибо это будет воспринято как нецелевое расходование бюджетных средств.
В общем, в ближайшей перспективе на реставрацию утиной лужи денег вряд ли кто-то даст. Средства могут появиться только при возникновении провалов на дороге, которые прогнозируются в упомянутом отчете.