Сразу несколько институтов Академгородка внесли в 2024 году свой вклад в борьбу с онкологическими заболеваниями. Ученые Института автоматики и электрометрии СО РАН научились диагностировать рак простаты на ранней стадии по выдыхаемому пациентом воздуху с точностью 95% – это намного точнее, чем используемый для этих целей анализ крови.
В Новосибирском госуниверситете разработали новый способ изготовления наночастицы для фотодинамической терапии рака – они накапливаются в опухоли и под рентгеновским излучением разрушают ее клетки. Эти частицы имеют размер менее 20 нанометров, и это лучше, чем у зарубежных аналогов.
Сотрудники Института химической биологии и фундаментальной медицины и Новосибирского института органической химии СО РАН существенно продвинулись в лечении мультиформной глиобластомы ‒ одной из наиболее злокачественных и, одновременно, наиболее часто встречающихся опухолей головного мозга. Найденное ими вещество не только мешает распространению опухоли, но и делает ее клетки более чувствительными к терапевтическим препаратам.
Все это исследования, которые пока существуют «в пробирке». А вот центр «Вектор» и Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН уже проводит испытания нового противоракового препарата на людях: у 55% пациенток с терминальной, самой запущенной стадией рака груди, опухоль стабилизировалась и даже уменьшилась. Интересно. что препарат создан на базе вакцины от оспы.
Но медицина – это не только лекарства. Ученые из Института цитологии и генетики СО РАН обнаружили, что дети. рожденные в непростые 90-е годы прошлого века, обладают генетически обусловленными повышенными стрессоустойчивостью и фертильностью.
Что до фертильности, то есть способности иметь потомство, то тут тоже все оказалось непросто. В Институт цитологии и генетики занялись проблемами мужского репродуктивного здоровья и выяснили, что качество эякулятов славян, бурятов и якутов существенно различается. Причем не в пользу последних.
Исследования не ограничивались сферой здоровья. Студентка НГТУ в этом году приручила восковую моль. Ей удалось вывести линию насекомых, которые эффективно поедают не перерабатываемый другими способами пластик. Двести личинок моли за десять дней съедают четыре килограмма пластика. Чтобы пищеварение прожорливых насекомых не пострадало, к пластику добавляют немного меда и кукурузной крупы.
В Новосибирском госуниверситете и в Центре «Вектор» обратили внимание на другие маленькие, но прожорливые существа – бактерии, способные питаться асфальтосмолопарафиновыми отложениями. Это та «грязь», которая накапливается в нефтедобывающем оборудовании и блокирует его работу. Насосы и компрессоры приходилось извлекать и чистить, но вскоре необходимость в этом отпадет: оборудование ненадолго останавливают, закачивают в затрубное пространство бактериальный концентрат, и бактерии начинают большую уборку, проникая в самые крохотные технологические отверстия.
А вот для ученых из Института химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) СО РАН бактерии – не помощники, а враги. Цель работы исследователей – подавить активность бактерий, способствующих порче молока. Сделать это они решили при помощи вируса-бактериофага, обнаруженного в водах реки Катуни.
После открытий вспомним и о самом крупном «закрытии» года: проект циклокара Института теплофизики СО РАН остался без финансирования. Надежд на уникальный летательный аппарат, обладающий непревзойденной маневренностью, способный взлетать и садиться с любых поверхностей, было много: он идеально подходил для городского аэротакси, которое положило бы конец дорожным пробкам. Но пока не нашлось инвесторов, готовых оплатить переход от лабораторных образцов к массовому производству.